В прошлом году и выручка, и операционная прибыль от пассажирских перевозок выросли практически в 6 раз по сравнению с 2019-м, до 2 трлн и 34,6 млрд руб. соответственно. Рентабельность РЖД по операционной прибыли уменьшилась на 5 п. п., до 1,2%. Доходы РЖД от грузовых перевозок снизились в результате уменьшения доли грузов высокого тарифного класса на 8% и роста перевозки низкодоходных грузов до 60,4% в структуре погрузки. Выручка от пассажирских перевозок дальнего следования упала на 45%.
За I полугодие текущего года выручка от грузоперевозок уже вышла на уровень 2019 года, отмечают аналитики. По мнению НКР, в дальнейшем ее будет ограничивать избыток полувагонов, но перевозка экспортных и транзитных контейнерных грузов поддержит рост.
В этом году в силу стабильности железнодорожных перевозок и низкой тарифной нагрузки на фоне роста ставок на морской фрахт в мире повышается спрос на железнодорожный транспорт, а также на мультимодальные перевозки и, как следствие, растет рынок железнодорожных контейнерных транзитных перевозок между Китаем и Европой.
Но ограничивающим фактором развития и повышения рентабельности грузоперевозок по-прежнему является нехватка мощностей (в части фитинговых платформ для перевозки контейнеров) и недостаточная пропускная способность железной дороги, причина которой – отсутствие модернизации железнодорожной сети.
«Однако в случае введения в следующем году обязательных QR-кодов на железнодорожном транспорте число пассажиров в поездах дальнего следования может заметно снизиться при сохранении текущих темпов вакцинации; соответственно, заметно уменьшится и выручка перевозчиков», – комментируют эксперты.