Обеспечить заключение соглашения между ОАО «РЖД» и правительством Кемеровской области – Кузбасса, определяющего ежемесячный график вывоза каменного угля на экспорт и для внутреннего потребления по каждому направлению для достижения суммарного объема вывоза каменного угля в 2020 году в объеме не менее уровня 2019-го, глава государства поручил к 30 марта.
В перечне поручений также значится подготовка предложений по корректировке комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в связи с актуализацией единичных расценок в сфере строительства объектов транспортной инфраструктуры к 1 августа.
Как новые поручения отразятся на объемах перевозки угля, сами угольщики пока точно спрогнозировать не могут. На рынке, по словам участников, пока отмечается некая растерянность.
«Ежемесячный график вывоза каменного угля подразумевает точное указание объемов вывоза по дням. Я все-таки предполагаю, что речь идет не столько о графике, сколько о предоставлении возможности вывезти уголь на Восток. Существуют различные схемы расчета, в том числе в зависимости от того, как компании грузят уголь на Запад», – говорит заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов.
По его мнению, озвученные поручения в том числе необходимы для создания прозрачности механизма выделения квот для угольных компаний.
18 марта РЖД и власти Кузбасса договорились об экспорте 53 млн т угля на Восток в 2020 году, подписав дополнительное соглашение к соглашению о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории региона на период 2019–2035 гг. В частности, грузоотправители в этом году предъявят к перевозке, а РЖД обеспечат транспортировку не менее 53 млн т каменного угля на экспорт на восточном направлении.
«53 млн т – это примерно тот объем, который вывозили в прошлом году. Понятно, что неудовлетворенность у угольщиков останется однозначно. Сейчас компании частично разворачивают объемы перевозок в направлении Запада, пытаясь таким образом заполнить участки, где есть резерв пропускной способности, и одновременно получить какие-то преференции от железной дороги. РЖД пытаются диверсифицировать потоки, везти часть объемов на Запад, но в направлении восточных потребителей именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но как это будет работать, мы пока не понимаем», – говорит он.