«Если мы до 2030 года хотим успеть, то может сложиться ситуация, когда мы потратим средства быстрее, и нам будет их не хватать. Поэтому мы ищем какие-то частные инвестиции, финансирование, может быть, частные займы или другие источники финансирования, которые могут покрыть эти расходы, пока мы не получим [новых] денег от Еврокомиссии», – пояснил Э. Дилевс.
В проект госбюджета на 2025 год на строительство Rail Baltica подана заявка и на основную магистраль, и на вокзалы в Риге, но правительство не утвердило все заявленные мероприятия, потому что не все одобрила Еврокомиссия, сказал глава Eiropas dzelzceļa līnijas.
«Финансирование ограниченно – его выделили меньше, чем было указано в проекте, но мы просили правительство сейчас это утвердить и включить эти расходы в бюджет».
В передаче прозвучало: интересно еще, кто выступит гарантом – государство? Банкам ведь нужны будут гарантии, а в Латвии уже были истории, когда государству (то есть налогоплательщикам) приходилось эти обязательства выполнять, например, в ситуации Liepājas metalurgs. Будет ли справедливо возлагать такое бремя на налогоплательщиков снова, уже ради Rail Baltica?
«Но нужно понимать, что без гарантий невозможно будет привлечь частные инвестиции», – возразил Э. Дилевс.
Еще один важный момент в приходе частных инвесторов – их желание получить финансовую отдачу от своих вложений, когда дорога будет построена. Грузопоток ведь сейчас не столь обильный, следовательно, речь может идти о пассажирских перевозках. И чтобы добиться окупаемости, придется назначать высокую цену на билеты, в чем просматриваются определенные риски.
Как уже сообщалось, парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что ситуацию с Rail Baltica должна изучить прокуратура – и в частности, оценить добавление к нему больших и дорогих «дополнений» без ведома Сейма. Теперь допускается, что железнодорожную ветку для соединения с аэропортом Рига может построить Latvijas dzelzceļš.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла €3,68 млрд, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до €5,79 млрд. Летом стоимость латвийской части проекта выросла до €9,6 млрд, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 млрд. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать €10–19 млрд и что реализация проекта на годы отстает от графика.