Сейчас грузы попадают в страну назначения, но долго простаивают на казахстанско-российской и кыргызско-казахстанской границах. Почему так происходит? Потому что осуществляют фитосанитарный и другие виды контроля.
По словам Игоря Бабушкина, губернатора Астраханской области, «Южный транспортный коридор» пройдет с юга Кыргызстана в Узбекистан, потом – в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспии, и направится в г. Астрахань, т.е. на север. Новый маршрут будет самым коротким, грузы будут доставляться быстрее, не будет проволочек на границе Кыргызстана и Казахстана.
Работу над новым транспортным маршрутом начали еще в начале 2023 г. Тогда состоялись 4-сторонние переговоры чиновников и бизнесменов четырех стран. На сегодняшний день уже прошли предварительные исследования, инициированные судоходными компаниями. Они готовы включиться в работу. Кораблестроители в Астрахани готовы строить суда, чтобы использовать их на каспийских судоходных линиях.
По словам Александра Князева, ведущего научного сотрудники Института международных исследований МГИМО МИД РФ, никто не против использовать территорию РК как хаб, но для этого не должно быть задержек при транзите грузов. Сейчас казахстанские власти хотят построить огромные центры логистики на границе с Киргизией, но будут ли они востребованы, он не знает. Уже реализуют проект строительства ж/д «КНР – Кыргызстан – Узбекистан». Когда он будет реализован, упадет цена на транзит грузов через Каспийское море. Маршрут будет серьезным конкурентом другого маршрута, проложенного по казахстанским ж/д. Между тем, Казахстан – участник международного транспортного коридора «Север – Юг», который сокращает расстояния и уменьшает стоимость перевозки вдвое. Чтобы развивать его, ведут реконструкцию пункта пропуска Караузек, который находится на границе с РК. Чтобы наращивать грузооборот через море, увеличивают пропускную способность Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Как сообщалось ранее, актюбинские мукомолы попросили помощи у правительства. Они просят удешевить логистику экспорта товаров в Китай. Если она обходилась бы им дешевле, то они бы экспортировали больше муки на китайский рынок. Они готовы создать перевалочный пункт, чтобы и у других актюбинских компаний-производителей была возможность экспортировать свою продукцию в Китай. Чтобы их задумка была реализована, они хотят работать напрямую с китайскими операторами, так как они предлагают более чем в три раза меньшую цену за доставку.