Производители черных металлов отмечают, что устоявшейся практикой сервисных договоров на обеспечение перевозок с собственниками подвижного состава является трансляция на грузовладельца роста порожних тарифов в конечную стоимость использования полувагонов.
«Таким образом, предложенные решения по сверх индексации порожнего пробега создадут дополнительное давление на перевозки металлопродукции, которые уже сейчас вынужденно сокращаются как во внутрироссийском сообщении, так и на экспорт», – говорится в письме.
Металлурги считают, что такое решение не сможет решить проблему избыточного парка на железнодорожной сети, а лишь усилит финансовую нагрузку на потребителей сырья и готовой продукции, перевозимых железнодорожным транспортом.
В ассоциации отмечают, что перевозки металлургических грузов в контейнерах-платформах невыгодны: на ряде направлений уже в январе 2024 года разница между сквозной стоимостью перевозки металлопродукции железнодорожным транспортом (в полувагоне или контейнере-платформе) и автомобильным транспортом составляет 700 рублей на тонну в пользу автомобильных перевозок.
«Дополнительная ежегодная индексация тарифов на перевозки контейнеров-платформ, предложенная РЖД, в этих условиях представляется избыточной и приведет только к очередной нагрузке на металлургические предприятия, организующие перевозки продукции в контейнерах, либо к уходу металлургических грузов от ж/д перевозок в целом», – предупреждают авторы письма.
РЖД предлагают повысить тарифы на перевозку контейнеров на 5% ежегодно в 2025–2026 годах, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с инициативой. По данным газеты, тарифы на порожний пробег полувагонов могут увеличить с целью стимулирования их владельцев к предоставлению парка под погрузку контейнеров на Дальнем Востоке. По информации газеты, предложение РЖД заключается в дополнительной индексации порожнего пробега полувагонов на 10% в 2025 году и далее на 5% в год в 2026–2030 годах.
Большая индексация тарифов
Помимо возможного увеличения тарифов на порожний пробег и контейнерные перевозки, производители стали выражают опасения, связанные с индексацией грузовых ж/д тарифов в 2025 году. Так, в сентябрьском письме «Русской стали» вице-премьеру В. Савельеву (копия также имеется в распоряжении «Интерфакса») металлурги предупреждают, что предлагаемый рост тарифов с 1 января 2025 года на 22,7% либо на 17,2% (3,6% с 1 ноября 2024 года и 13% с 1 января 2025 года) приведет, в частности, к потере экспортных рынков по металлопрокату, который и так существенно просел из-за санкционного давления и высокой волатильности макроэкономической обстановки.
«Дополнительный рост железнодорожных тарифов выше показателей инфляции приведет к переключению перевозок металлопродукции с железнодорожного транспорта на автомобильный, при возможности – речной», – говорится в письме. В «Русской стали» отмечают, что «по отдельным предприятиям черной металлургии в результате кратного роста тарифов и внеочередных индексаций, автомобильные перевозки выросли почти в два раза и достигают миллионов тонн».
Ассоциация просит В. Савельева поддержать индексацию железнодорожных тарифов для всех грузов по принципу «инфляция минус», при этом не выводя за периметр общей индексации надбавки к железнодорожному тарифу (на капитальный ремонт, на транспортную безопасность и проч.), проработать отдельные системные решения по снижению железнодорожных тарифов в отношении высокодоходных экспортных грузов, а также проработать новый принцип индексации железнодорожных тарифов в 2025 году с перспективой начала применения с 2026 года.