В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 год в объеме 1,1 трлн руб. – в минимально, на взгляд РЖД, необходимом объеме, а во втором – в полном объеме 1,8 трлн руб.
Также компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов. Сейчас (формально) это «инфляция минус 0,1%», а конкретно среднеарифметический индекс потребительских цен (ИПЦ) за четыре года – два предыдущих, текущий и последующий, минус 0,1%. Новые принципы предполагают использование композитного индекса ценового давления и учет в тарифе ежегодного прироста долговых обязательств РЖД, сказал собеседник издания, знакомый с ситуацией.
РЖД давно просят перейти на индекс ценового давления – то есть, по сути своей, учет в тарифе разных статей не только потребительской, но и промышленной инфляции: удорожание материалов, топлива, электроэнергии и т. д. Дополнительные доходы монополии при переходе на эту систему оценивались примерно в 30 млрд руб. в год. Учет роста долговых обязательств тогда не предполагался.
В РЖД не пояснили газете, каким должен быть вклад нового принципа индексации в доходы компании, отказавшись и от других комментариев.
Также компания предлагает сохранить на долгосрочный период действующие целевые надбавки к тарифам, не возвращать отмененные льготные коэффициенты к тарифам на перевозки угля на экспорт, повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов, сказал собеседник издания. На возвращении льгот для угольщиков настаивали и сами компании, и Минэнерго, в то время как РЖД оценивали свои потери от этого в 295 млрд руб. в год.
Последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 году ее просто не было. Но в 2022-м тариф был проиндексирован дважды: на 6,8% в начале года и на 11% с июня, давая итоговую индексацию к уровню 2021 года в 18,6% без учета эффекта приостановленных в том же году льгот для угольного экспорта. Позже таких резких скачков не наблюдалось, индексация на 2024 год составила 10,75%.
Собеседник газеты среди грузоотправителей считает, что запросы РЖД можно было бы понять, если бы не катастрофическое падение качества услуг, рост оборота вагона и замедление движения. При этом другой собеседник газеты говорит, что в последние годы не наблюдает столь бурного протеста крупных клиентов в ответ на тарифные запросы РЖД, как в конце 2010-х годов.
Так, источник, знакомый с ходом совещания на прошлой неделе по вопросу тарифных предложений РЖД, отметил, что крупные грузоотправители в целом соглашались на индексацию, однако просили, чтобы либо вторая ее часть была меньше или была сдвинута на март либо была уменьшена минимальная инвестпрограмма РЖД, которую необходимо покрыть за счет этих сборов. В обмен они хотели увеличения объемов вывоза своей продукции, тарифных преференций при поставке в непремиальных экспортных направлениях, компенсации подъема тарифов за счет отмены экспортной пошлины и так далее.