По данным газеты, в новой версии инвестпрограммы не избежал секвестра даже Восточный полигон, который в последние годы был фокусом всех инвестиций монополии. Вложения в его развитие, которые на август оценивались в 3,84 трлн руб., РЖД предлагают сократить на 1,55 трлн руб., до 2,29 трлн руб., а Минэкономики – уменьшить в 6,7 раза, до 558,7 млрд руб.
В этом году в развитие Восточного полигона должны вложить около 360 млрд руб., примерно такая же цифра ожидалась и в 2025 году.
При лимитах Минэкономики в сегодняшнем темпе инвестировать в БАМ и Транссиб можно было бы менее двух лет. Сейчас номинально завершается второй этап развития БАМа и Транссиба (работы будут продолжены в 2025 году) с достижением 180 млн тонн провозной способности. Третий этап, рассчитанный до 2032 года, по паспорту проекта стоит 3,74 трлн руб., то есть вряд ли возможен в полном объеме при инвестициях, указанных РЖД, и точно невыполним в лимитах Минэкономики.
Развитие подходов к портам Северо-Запада могут практически свернуть. РЖД и Минэкономики предлагают сократить инвестиции в завершение текущих мероприятий с 882,5 млрд до 105,9 млрд руб., а в доведение до целевых показателей – с 262,7 млрд до 9,2 млрд руб. Примерно такая же судьба постигнет и подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, инвестиции в которые предлагается сократить с 211 млрд до 151,2 млрд руб. и с 511,6 млрд до 13,3 млрд руб. соответственно.
Неизменными остаются инвестиции в развитие высокоскоростной магистрали Москва – Петербург, сохраняющиеся на уровне 264,7 млрд руб. И лишь незначительно снизятся инвестиции в модернизацию и закупку подвижного состава – с 1,87 трлн до 1,85 трлн руб.
Один из собеседников газеты, видевших документ, обращает внимание на пункт о 48,8 млрд руб. инвестиций в «централизованное размещение работников РЖД», то есть в переезд в выкупленный компанией небоскреб Moscow Towers в «Москва-Сити». Эти расходы ни РЖД, ни Минэкономики сократить не предлагают. Собеседники издания в самой монополии и за ее пределами считают переезд вызывающим вопросы как с точки зрения наличия у компании офисных площадей в центре Москвы, так и отсутствия в «Москва-Сити» защищенных центров управления и связи. Ранее отказ от покупки офиса рассматривался в том числе самой монополией как инструмент снижения индексации тарифа. В итоге тарифы РЖД на грузоперевозки будут проиндексированы с 1 декабря на 13,8%.
В РЖД комментариев не дали, в Минэкономики не ответили на запрос.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что РЖД в 2024 году уступили значимую часть грузовой базы автотранспорту. До 2022 года, говорит эксперт, за счет дифференцированных тарифов и повышения качества услуг многие грузы удавалось вернуть. Но сейчас фокус деятельности РЖД сместился: монополия становится прежде всего инфраструктурной компанией, а в перевозочной деятельности стала сильно отставать, говорит эксперт. Плюс к тому, отмечает М. Бурмистров, РЖД проигрывают борьбу за кадры. С учетом этих факторов, а также того, что, возможно, грузовая база по экспорту угля, особенно после 2030 года, переоценена вследствие бурного развития в Китае возобновляемой энергетики, видится, что инвестпрограмму можно пересмотреть, в том числе в части Восточного полигона, считает он.
Как отмечает эксперт, пример частной Тихоокеанской железной дороги (от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае) показывает, что есть более эффективные альтернативы сети РЖД. Плюсом М. Бурмистров считает сохранение инвестиций в закупку подвижного состава, хотя, по его мнению, с учетом роста стоимости локомотивов затраты должны были вырасти.