«Мы в первом квартале и в апреле столкнулись с новым вызовом, которого до этого не испытывали — это инфлированные заявки. До 30% угольной продукции, которая была заявлена в западном направлении — это порты Азово-Черноморского бассейна и Октябрьской железной дороги, Балтийское, Баренцево и Белое моря, не были предъявлены к перевозке. Только в западном направлении на этом „Российские железные дороги“ потеряли в марте погрузки более 150 тыс. тонн ежесуточно, то есть 4,5 млн тонн грузов нам заявили, но не предъявили», — сказал он.
По словам Глазкова, грузоотправители формируют необоснованные заявки из-за рыночной волатильности и санкционного давления. Проблема касается исключительно угольной продукции и обострилась с конца января. Партнёры РЖД среди угледобывающих компаний отмечают, что на завышение заявок влияет мировая цена на уголь и колебания валют.
«Прямые расходы „Российских железных дорог“ связаны с тем, что объем груза клиент нам заявил, мы согласовали эту перевозку, соответственно, на западном направлении под эту перевозку мы заказали локомотивы, локомотивные бригады. И самое страшное — под этот объем груза мы заадресовали порожний подвижной состав, который отправился с припортовой станции, но до станции отправления груза или погрузки не доехал. Из-за того, что этот груз не предъявлен, этот вагон не востребован», — отметил он.
Из-за инфлированных заявок на рейсы были отправлены 72 тыс. порожних полувагонов, заадресованных на Западно-Сибирскую железную дорогу, которые остались незагруженными. Вагоны простаивают, создавая помехи в работе сети. В апреле ежедневно на трех железных дорогах не загружается до 1 600 вагонов, в том числе до 100 тыс. тонн угля на Западно-Сибирской.
РЖД предложили повысить штраф за ложные заявки в 24 раза, сделав его дифференцированным в зависимости от срока отказа. «Мы готовы на сегодняшний день нести взаимную ответственность за невывоз согласованного объема грузов, который мы согласовали, но не вывезли. И предложили, более того, сделать дифференцированный штраф...», — подчеркнул Глазков. Минтранс инициативу поддержал, документ рассматривается в Минюсте и других ведомствах. В РЖД надеются, что Госдума рассмотрит инициативу уже в весеннюю сессию.