Эта цифра основывается на базовой индексации по принципу «инфляция минус» в размере 4,3% (рассчитывается на основе макропрогноза РФ как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие 2 года и прогнозных на следующие два года, уменьшенное на 0,1 п. п.).
Однако, по сути, при расчетах повышения тарифов на каждый следующий год фактическим в формуле оказывается только один параметр – за первый год из четырех учитываемых лет, а второй индекс (за текущий год) остается прогнозным (в силу того, что итогового его значения просто еще нет), а в последние годы он заметно ниже реальной инфляции, сказал собеседник агентства.
Накопленную с 2019 года (начала регулирования по формуле «инфляция минус») разницу между прогнозными и фактическими цифрами текущих лет монополия считает эквивалентной примерно 1,5 п. п. и просит возместить ее через базовую индексацию тарифа в 2022 году, что даст 5,8%, добавил источник. Тем самым, по его словам, РЖД рассчитывают компенсировать дополнительную финансовую нагрузку от роста цен на потребляемые услуги и материалы, который оказался выше прогнозных значений министерства экономического развития РФ.
Еще 1 п. п. сверх этого монополия просит в качестве инвестиционной надбавки для финансирования капитального ремонта пути – в дополнение к уже взымаемым на эти цели 2 п. п. (утверждена на период до 2025 г.), сказал собеседник «Интерфакса».
Кроме того, он напомнил, что компания сохраняет предложения по трем точечным тарифным мерам, реализацию которых было решено отложить в 2021 году.
В частности, речь идет о дополнительном повышении тарифов на контейнерные перевозки (ранее озвучивалась идея индексировать их сверх базы на 4,75% в целом или дифференцированно на 3,5% на груженые перевозки на восток в пределах 4 тыс. км, на 5,5% более чем на 4 тыс. км и на 2% – на все порожние рейсы).
Помимо этого, РЖД настаивают на отмене преференций при тарификации порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (основные производители – ПАО «Объединенная вагонная компания» и «Уралвагонзавод») с сохранением в груженом рейсе подтвержденного экономического эффекта для перевозчика. Также российские железные дороги выступают за повышение ставок на транспортировку антрацита до уровня коксующихся углей.
В целом для экономики РФ это даст еще 0,8 п. п. дополнительной тарифной нагрузки, то есть в целом можно говорить о росте транспортной составляющей при железнодорожных перевозках в 2022 году на 7,7%, заключил собеседник агентства.
По информации источника «Интерфакса», вопрос будет обсуждаться в среду на совещании у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.
В РЖД от комментариев отказались.