По данным пресс-службы ОАО «РЖД», к концу июля полный или первый этап вакцинации прошли более 60% сотрудников на всей сети стальных магистралей России.
«Министерством здравоохранения вакцинация от COVID внесена в календарь профилактических прививок – последние изменения в приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н», – подчеркивает юрист Евгений Шупиков.
Более того, работодатель, ссылаясь на постановление главного санитарного врача субъекта, может отстранить от работы тех, кто не желает проходить вакцинацию, объясняет Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ.
«В период отстранения от работы зарплата не начисляется. Кроме того, время отсутствия работника на работе без уважительных причин (в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ) не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 121 ТК РФ). В то же время работодатель может предложить отказавшемуся от вакцины сотруднику альтернативу: удаленный формат работы. Однако на данный момент нет ни одного законодательного акта, который гарантирует работнику подобный вариант», – объясняет Гульнара Ручкина.
Декан юридического факультета отдельно подчеркивает, работодатель не имеет законных прав увольнять за отказ проходить вакцинацию от СОVID-19.
«Однако если отказ вакцинироваться рассматривать как нарушение техники безопасности (использование средств индивидуальной защиты), то при таком подходе работник не выполняет требования охраны труда и не пользуется СИЗ, его не допускают к работе. В таком случае никакие компенсационные выплаты работник не получает», – продолжает она.
Отказ от вакцинации, в частности сотрудников транспортной отрасли, может считаться дисциплинарным проступком и повлечь за собой замечание или выговор. «Два выговора, согласно Трудовому кодексу, дают работодателю право уволить сотрудника за неоднократное неисполнение обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания», – говорит Гульнара Ручкина.
Юристы подчеркивают, что судебной практики по принуждению к вакцинации от новой коронавирусной инфекции пока нет, она только формируется.