Уникальная система учета и отслеживания жизненного цикла деталей – полностью отечественное решение. Программная платформа находится в реестре российского программного обеспечения, о чем на проведенной РЖД-Партнером конференции «Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность» подробно рассказала Екатерина Шилова, генеральный директор ООО «Нумерал», предоставляющего комплексные услуги автоматизации в области ИT-инфраструктуры.
Каждый объект в упомянутой системе получает уникальный идентификатор. Производитель наносит на деталь маркировку с последующим формированием электронного паспорта. Вся дальнейшая история эксплуатации детали фиксируется в системе: сборка в узлы и агрегаты, установка на транспортное средство, выбор позиции размещения детали и фиксация событий смены собственника (всего до 20 видов событий вплоть до утилизации). При этом в настоящий момент применяется маркировка DataMatrix-кодом, который наносится на деталь любым подходящим и удобным производителю способом.
«В рамках пилотного проекта мы протестировали каплеструйное, лазерное, ударно-точечное нанесение, а также маркировку пластиковыми наклейками. Система может поддерживать и альтернативные способы маркировки детали, например, с применением радиочастотных меток», – уточнила Е. Шилова.
Деталь в системе учета можно найти, например, считав DataMatrix-маркировку или по нанесенному номеру, а можно – по уникальной системе позиционирования. Согласно ей, каждая деталь имеет точную позицию в вышестоящем агрегате и на вагоне.
«Если маркировка утратит читаемость или у детали отсутствует номер, то по позиции в вагоне можно определить, какой электронный паспорт ей соответствует и какая у нее история», – сказала Е. Шилова.
Что даст новая система? Ее внедрение – это первый шаг к избавлению от множества ручных и существующих только на бумаге процессов, дискретности операций, к появлению инструментов прослеживаемости и контроля оборота деталей. Во-вторых, система учета создает условия для исключения контрафактной продукции с рынка, что позволит увеличить выручку производителей. В-третьих, появятся единые отраслевые стандарты по маркировке и информационному взаимодействию участников, а использование деталей с выработанным ресурсом эксплуатации уйдет в прошлое. Важно и то, что будут сокращены различные издержки, влияющие на репутацию и финансовое положение производителей, а простои и аварии сменятся повышенным уровнем автоматизации всех участников отрасли.
Как следствие, эффектами от внедрения системы учета деталей для производителей станут: создание цифровой модели вагона, сокращение затрат на учет и приемку продукции, формирование единого инструмента для внедрения расширенной гарантийной поддержки, контроля подлинности и увеличения объемов производства. Собственники получат инструмент мониторинга событий с их активами, контроля текущего состояния вагонов, контроль за ремонтными операциями и в перспективе – снижение их издержек.
Плюсы для государства – единое хранилище данных о деталях, чье применение в конструкции вагона влияет на безопасность и механизмы контроля объема производства и оборота деталей на железнодорожном пространстве Российской Федерации.