Проект Rail Baltica, реализация которого должна быть завершена странами Балтии к 2030 году в соответствии с требованиями TEN-T, сталкивается с рядом серьезных вызовов. Среди них – рост стоимости строительства, увеличение общего бюджета проекта, а также недостаточная устойчивость модели софинансирования, при которой 85% расходов покрывает Европейский союз, а оставшиеся 15% – государственные бюджеты.
СФД указывает, что в условиях изменения приоритетов Европейской комиссии, акцент которой сместился в сторону финансирования непосредственно строительных работ, Латвии, вероятно, придется самостоятельно обеспечивать расходы на сопровождение проектов – включая контроль за строительством, управление контрактами, приобретение земли и возведение объектов.
Дополнительным фактором нестабильности является конкурсный принцип распределения европейских средств. Это означает, что запрашиваемое финансирование не гарантировано, что влечет за собой задержки в реализации и рост стоимости проекта.
Отдельную обеспокоенность вызывает возможный дефицит финансирования со стороны ЕС в 2026–2028 годах. В этом случае, как предупреждает СФД, Латвия может быть вынуждена увеличить объем государственного софинансирования либо рассматривать альтернативные схемы, в частности, механизмы государственно-частного партнерства. Несоблюдение сроков или перерасход средств, подчеркивается в отчете, могут повлечь за собой существенные фискальные последствия.
Кроме того, в документе освещается ухудшающееся финансовое положение латвийского железнодорожного оператора Latvijas Dzelzcels (LDz) на фоне резкого сокращения объемов грузоперевозок по направлению Восток – Запад. В 2018 году компания перевезла 49,363 млн тонн грузов, тогда как в 2024 году этот показатель упал до 11,564 млн тонн – снижение более чем в четыре раза.
Причины такого падения связаны, в частности, с переориентацией российских грузов на отечественные порты в 2019–2021 годах и дальнейшим снижением объемов перевозок с 2022 года в условиях международных санкций.
На фоне ухудшения финансовых показателей LDz усилилась государственная поддержка: в 2024 году предприятию было выделено 46,8 млн евро для компенсации недополученных финансовых поступлений за управление железнодорожной инфраструктурой в 2022 и 2023 годах.