Д. Комиссаров напоминает, что речь идет о таких тарифных решениях, как индексация порожнего пробега полувагонов и тарифов на перевозку контейнеров на 4%, повышение стоимости перевозки антрацитов до тарифа на транспортировку коксующегося угля, повышение тарифов на экспортные перевозки энергетического угля в восточном направлении (отмена коэффициента 0,895 с 2022 г.), увеличение тарифов для инновационных полувагонов.
«По мнению Совета потребителей, сбалансированность долгосрочной финансовой модели ОАО «РЖД» крайне важна для всех участников сектора. При этом надо отметить, что грузоотправители уже дважды за последние годы поддерживали дополнительный рост тарифов. Дальнейший рост тарифов рискует привести к снижению объемов перевозок», – пишет Д. Комиссаров.
Альтернатива изменению тарифной системы
Совет потребителей, говорится в документе, предлагает не увеличивать нагрузку на экономику через рост тарифов, сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%» и отказаться от точечной дополнительной индексации. Кроме того, организация считает необходимым до восстановления объемов перевозок зафиксировать налоговые и регуляторные условия – налог на имущество сохранить на уровне 1,6%, а расходы на транспортную безопасность – на уровне 2020 года. Д. Комиссаров также предлагает отказаться от распределения дивидендов по обычным акциям РЖД до восстановления устойчивости финансовой модели компании.
Стоит несколько скорректировать подход к инвестициям компании в крупные инфраструктурные проекты, говорится в заключении. В частности, реализовать механизм, который позволит компенсировать затраты на неэффективные для РЖД проекты за счет бюджетного эффекта – по аналогии с господдержкой, предусмотренной механизмом СЗПК.
«В предстоящую пятницу правительство определится с правилами игры – гарантии государства о неприкосновенности тарифного принципа «инфляция минус» до 2025 года будут сохранены или забыты», – отметил источник ТАСС, близкий к деятельности Совета потребителей.
По его словам, попытка изменить выстроенный баланс долгосрочного планирования приведет к тому, что в скором времени потребители услуг РЖД будут вынуждены обратиться к государству за субсидиями для покрытия возникших убытков.