Согласно позиции союза, определение перевозчика в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте в РФ необходимо дополнить требованием о необходимости заключить договор об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива. В СОЖТ отмечают, что при исключении этой поправки необходимо включить в закон требование к перевозчику не просто владеть локомотивами, а в достаточном количестве для обеспечения заявленных объемов перевозки.
Понятие оператора, также трактуется ограниченно, считают в СОЖТ. Формулировку статьи «Оператор обязан владеть на праве собственности или ином праве грузовыми вагонами и (или) контейнерами» изложить в следующей редакции: «Владеть на праве собственности или ином праве подвижным составом и (или) контейнерами для перевозки грузов», таким образом приведя формулировку в соответствии со ст. 2 обсуждаемого закона.
Также из ст. 12.1, регулирующей обязанности оператора предлагается исключить требование содержать принадлежащие оператору грузовые вагоны, контейнеры в надлежащем техническом состоянии. В союзе эту правку объясняют особенностями эксплуатации вагонов в процессе перевозки, когда собственник не может влиять на их техническое состояние. В то же время правом технического контроля за подвижным составом наделен владелец инфраструктуры.
Предложенную Минтрансом в ст. 5 Устава железнодорожного транспорта РФ обязанность оператора предоставлять вагоны для погрузки для государственных нужд предлагается дополнить пояснением, что предоставление вагонов производится на возмездной основе, а связанное с этим возмещение убытков определяется особым актом правительства РФ.
В то же время СОЖТ не выступает против предложения регулятора о создании единой операторской СРО, что предложено в законопроекте. В союзе считают, что нужно более подробно определить перечень функций органов государственной власти, которые могут быть переданы СРО, и каким образом СРО, с учетом создания рынка операторских услуг, может быть встроена в систему принятия регуляторных решений.
Согласно позиции СОЖТ, такими функциями могут стать:
– выработка требований к содержанию и ремонту подвижного состава и, как следствие, утверждение уполномоченным органом правил допуска подвижного состава на пути общего пользования исключительно на основе указанных требований;
– разработка перечня информации, необходимой и требуемой операторами в работе, структуры информационных полей и регламента ее получения из информационных систем владельца инфраструктуры и, как следствие, утверждение уполномоченным органом порядка получения такой информации с корреспондирующей обязанностью владельца инфраструктуры по ее предоставлению;
– участие представителей СРО, операторов в разработке и согласовании решения о принятии новых и внесении изменений в действующие нормативно-правовые и нормативно-технические документы в вопросах технического регулирования и эксплуатации железнодорожного подвижного состава как на внутригосударственном, так и на международном уровне;
– включение представителей СРО в состав делегаций железнодорожной администрации Российской Федерации для участия в совещаниях Совета железнодорожного транспорта государств – участников Содружества и его рабочих органов, в совещаниях ОСЖД.