Улучшить ситуацию могло бы использование электронных систем контроля (электронных запорно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ) или более простых пассивных устройств слежения), считает С. Матвеев, хотя и уточняет, что даже при их использовании ведущие мировые операторы каждый год сталкиваются с тем, что сотни тысяч контейнеров у них пропадают в неизвестном направлении. Однако электронная система контроля ценна тем, что позволяет оперативно вмешиваться в критические ситуации – многие эту возможность недооценивают.
«Чаще та сторона, которая сталкивается с проблемами, делает срез статистики критических ситуаций за прошлый год, оценивает, что она укладывается в 0,5% оборота, и принимает решение не тратить на это деньги. На наш взгляд, это не совсем правильно, так как информация, которую электронные средства контроля могут дать в части местоположения текущего транспортного средства, контейнера, груза, статусного состояния груза, статусного состояния запорных устройств, позволяет получить полную картинку, в нужный момент вмешаться в процесс перевозки, а не ждать, когда контейнер прибудет в порт назначения. В этом виде это может предвосхитить различные критические ситуации и спасти деньги – как перевозчика, так и отправителя», – комментирует С. Матвеев.
По мнению спикера, электронный мониторинг в нашей стране пока еще набирает обороты, конкурируя с такими способами защиты грузов, как стандартные механические запорные устройства, сопровождения охраной. Из-за этой непроработанности, а также ввиду общемировой политической ситуации возникает ряд технологических барьеров: невозможность осуществления эстафетного контроля, разность протоколов передачи данных, невозможность доступа к зарубежным серверам и наоборот. Из-за этих сложностей о широком распространении использования ЭЗПУ говорить пока не приходится, хотя они имеют широкий спектр возможностей (контроль ударов, температуры, отепления груза), к тому же они обходятся дороже. К более простым устройствам можно отнести пассивные устройства слежения.
«Они имеют низкую стоимость, но тем не менее решают глобальные задачи. Когда контейнерный оператор имеет в своем парке тысячи контейнеров, бывает, что он не представляет, где они закончили свой путь, где находятся сегодня. Подобные устройства имеют миниатюрный размер. Электронный модуль размещается под крышей вентиляционной решетки. Выходя в эфир один раз в сутки, он может до 2–3 лет осуществлять передачу данных на сервер мониторинга, тем самым информировать о текущем местоположении контейнера», – пояснил С. Матвеев.