Если конкуренция на рынке вагоноремонтных предприятий позволила решить основную часть проблем, то рынок комплектующих менее конкурентен, что может влиять на стоимость деталей: «Взять хотя бы диски колесных пар: по большому счету, есть всего три предприятия, где их можно приобрести, если не считать китайского производителя дисков». Рынок довольно монополизирован, добавляет наш собеседник, та же ситуация с крупным и средним литьем. При этом стоит отметить, что все комплектующие есть на рынке, дефициты имеют локальный характер, – уточняет Д. Семенкин.
Дополнительный спрос на комплектующие и, соответственно, увеличение цен за ремонт подвижного состава формируют, по мнению эксперта, и некоторые требования РЖД: например, так работает Порядок признания деталей грузового вагона годными для эксплуатации на инфраструктуре ОАО «РЖД» (распоряжение № 1893/р от 03.09.2020 г.). В соответствии с ним применительно к колесным парам, боковым рамам и надрессорным балкам были введены такие понятия, как «нелегитимный двойник» и «нелегитимная деталь».
Если раньше детали оценивались на предмет пригодности по двум критериям: техническое соответствие предъявляемым требованиям по безопасной эксплуатации и соблюдение нормативного срока службы, то теперь добавился формальный пункт, так как потребовалась уникальность идентификационного номера и его подтверждение заводом-изготовителем, комментирует представитель операторского сообщества.
«Это приводит к тому, что технически пригодная деталь выбраковывается раньше окончания срока службы и вагон должен идти в ремонт», – объясняет Д. Семенкин. Он отмечает, что со стороны РЖД лоббируется ужесточение требований к некоторым деталям вагонов (пример – требование при деповском ремонте менять поглощающие аппараты), из-за чего меняется стоимость ремонта, что по цепочке отражается на стоимость эксплуатации, на окупаемости вагона: «В итоге это отражается на клиентах, так как мы (операторы) предлагаем более высокие ставки».
Более подробный текст о ситуации на рынке вагоноремонта читайте в ближайшем номере журнала РЖД-Партнер.
Напомним, что тема ремонта грузового подвижного состава также будет рассмотрена на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», которая состоится 18 сентября 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.