По его словам, соглашение о вывозе угля на сегодня не выполняется, о чем уже признаются и сами РЖД. «В апреле прогнозируется недовывоз 1 млн т угля, которые планировались в рамках соглашения о вывозе 58 млн. Объем в 1 млн – это примерно 25% от месячного объема по всему Кузбассу», – отмечает представитель компании.
Напомним, что постановлением от 6 марта председатель правительства РФ Михаил Мишустин приостановил до 1 июля 2022-го действие постановления от 25 ноября 2003 года № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».
Спустя месяц действий новых правил министерство угольной промышленности Кемеровской области сообщило о снижении объемов отгрузки железнодорожным транспортом кузбасскими предприятиями. За I квартал по сети РЖД было отгружено 50,8 млн т (-2,4 млн т к уровню 2021 г.), в западном направлении – 23,9 млн т (-3,1 млн т к уровню 2021 г.), в восточном – 14,1 млн т (+0,6 млн т к 2021 г.).
Комментируя эту динамику, министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев сообщил, что до конца года наверстать перевозку такого количества угля «с высокой вероятностью» не удастся. Ситуацию с вывозом кузбасского угля он назвал «критической», отметив, что срыв исполнения контрактных обязательств приведет угольщиков Кузбасса к потере доходов, штрафам от покупателей и в случае затяжного падения поставки – к возможной утрате отдельных рынков сбыта.
Эту проблему практически одновременно с министром обозначил на заседании Совета Федерации и сенатор от Кузбасса Алексей Синицын, обратившись с вопросами к первому зампреду правительства РФ Андрею Белоусову. Он сообщил, что сегодня в угольной отрасли работает 150 тыс. человек, а со смежными отраслями и членами семей – 2 млн, которые преимущественно проживают в угольных моногородах. Из-за невозможности вывозить уголь на восток угольной отрасли будет очень сложно выживать в текущих условиях.
В ответ на просьбы сенатора об ускоренном развитии Восточного полигона первый вице-премьер заверил, что развитие восточного направления РЖД – приоритет правительства РФ, поэтому оно не планирует уменьшать финансирование развития инфраструктуры Восточного полигона. РЖД, по словам А. Белоусова, делают все возможное. Но главная проблема на сегодня там – жесткий дефицит квалифицированной рабочей силы. Любопытно, что, по официальным данным Минтранса, по итогам 2021 года фактическое среднегодовое значение показателя привлечения трудовых ресурсов на объектах Восточного полигона составило 11 005 человек при плане – 15 778 человек, при пиковых нагрузках – 15 921 человек. Другими словами, привлечение трудовых ресурсов отстало почти на треть.
Реализуемое соглашение с РЖД по вывозу угля на экспорт сегодня отстает от плана, добавляет первый вице-премьер. «Мы пока стараемся это соглашение исполнять. Я еженедельно отслеживаю параметры его исполнения. Сейчас чуть-чуть просели, но в основном из-за Северо-Запада», – признался А. Белоусов.
По данным РЖД, в I квартале 2022 года провели по Восточному полигону более 3,5 тыс. тяжеловесных и 1,7 тыс. соединенных поездов. За счет этого удалось дополнительно перевезти более 6,5 млн т груза.
В середине апреля, спустя месяц работы по новым правилам, на брифинге с крупнейшими грузоотправителями первый замглавы РЖД Сергей Кобзев подчеркнул, что компания максимально оперативно и гибко реагирует на потребности клиентов, переориентирует грузопотоки на новые востребованные направления. По его словам, на Восточном полигоне, помимо угля, появляется все больше других грузов. Объем поданных заявок на их перевозку вырос почти на 30% к прошлому году. С начала апреля было дополнительно принято 2,5 млн т грузов тех отраслей, которые обеспечивают большую занятость населения и вклад в ВВП страны. Выросла доля нефтепродуктов, черных металлов, грузов в контейнерах.
«Изменение направлений грузопотоков дало РЖД возможность начать ремонтно-путевую кампанию, особенно в европейской части России, раньше срока и в больших объемах. Пользуемся возможностью провести ремонт сейчас, чтобы в дальнейшем не ограничивать движение поездов. Пересмотрели технологию производства ремонта пути и графики закрытий участков на Восточном полигоне, что положительно скажется на продвижении грузопотока», – сообщил С. Кобзев.
По словам участников рынка, сейчас приоритет в согласовании заявок на перевозку по сети РЖД отдается грузам для внутрироссийского потребления, сырью для непрерывных производств и товарам высокого передела.
Но в начале апреля Сергей Цивилев в письме президенту пожаловался на загруженность железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и предложил минимизировать «вплоть до полного исключения» транзитные перевозки грузов в контейнерах. По подсчетам, это позволит увеличить прирост российских экспортных грузов в восточном направлении на 10–12 млн т, что эквивалентно $2–2,4 млрд выручки.
В РЖД при этом сообщили, что идут переговоры с Китайскими железными дорогами, в результате которых уже есть договоренность постепенно увеличивать передачу поездов через стыковые пункты. В апреле по сравнению с мартом она уже выросла по Забайкальску на 27%, по Гродеково – на 10%. Также увеличиваются перевозки экспортных грузов в Китай через Казахстан и Монголию.
Более того, тарифный грузооборот на сети в марте и апреле является рекордным за все время работы компании. По междорожным стыковым пунктам передается наибольшее за всю историю количество груженых вагонов – более 116 тыс. в сутки (+1,5% к уровню 2021 г.).
Напомним, что по итогам 2021 года дополнительное соглашение с OAO «РЖД» по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении не выполнено.
При этом по результатам 2021-го добыча угля выросла на 10,1% и составила 243,1 млн т. Рост был вызван главным образом восстановлением мировых угольных цен. В итоге перевозки кузбасского угля выросли на 7,1 млн т, до уровня 222,1 млн т. Вместе с тем, как отмечал О. Токарев, угледобывающей отрасли региона не удалось в полной мере использовать благоприятную ситуацию на мировых рынках.