– общий рост тарифов на 13,8% в рамках индексации;
– увеличение на 5% тарифов на контейнерные перевозки (за исключением специализированных контейнеров) с последующим повышением еще на 5% с 1 января 2026 года;
– отмена льготных коэффициентов на экспорт угля с декабря 2024 года;
– рост тарифов на строительные материалы.
«Все это приводит к увеличению логистических издержек, особенно для отраслей, связанных с углем и рудой, снижению маржинальности экспортных операций из-за отмены льгот, вплоть до убытков, и создает риск повышения себестоимости добычи и переработки», – сказала А. Никитин.
В итоге предприятия горнорудной промышленности и ТЭК сталкиваются с необходимостью пересмотра логистических цепочек, поиска новых рынков сбыта и повышения операционной эффективности для сохранения конкурентоспособности.
Эксперт отметил, что существующая инфраструктура и система работы железнодорожного транспорта не соответствует структурной модели отрасли. Так, с 2020 года сохраняется тренд на снижение погрузки ж/д транспорта: идет снижение погрузки черных металлов (на 17%), каменного угля (на 11%), руды (на 9%) и нефтяных грузов (на 11%). При этом затраты на транспортировку промышленных грузов составляют 30–40%. А угля – до 50% и более (в случае доставки из Кузбасса в дальневосточные порты).