«Еще в прошлом году наблюдалась тенденция снижения котировок на энергетику и уголь в частности. Однако обвал превзошел все ожидания, что коррелирует со снижением ставок аренды полувагонов», – говорит аналитик АО «Центр ценовых индексов» Роман Шагалов.
В середине апреля стоимость кузбасского энергетического угля калорийностью 6000 ккал на 1 кг на базисе FOB «Дальний Восток» составила $75,5. Если вычесть из этой цены все логистические затраты, включая порожний и груженый тарифы РЖД, вагонную составляющую и перевалку, то окажется, что нетбэк (цена за вычетом транспортных расходов) угля составит $9.
«Это никак не окупает даже издержки по добыче, которые сейчас оцениваются на уровне $30 за тонну. Экспортеры оказываются в глубоком минусе, – поясняет Р. Шагалов. – Мы решили пофантазировать: представим, что вагонная составляющая будет стоить 0 рублей – операторы полувагонов будет предоставлять их бесплатно, – тогда нетбэк поднимется до $20 за тонну, но и это не поможет угольщикам экспортировать себе в прибыль. В условиях, когда угольные котировки так низки, а доллар стоит 84–85 рублей, какой бы ценовая политика операторов ни была – мягкой или жесткой, или вовсе полувагоны давались даром, нарастить экспорт угля это никак не поможет».