По оценке перевозчика, масштабы проблемы приобретают общесетевой характер – на магистральных путях простаивают, создавая пробки, как вагоны, так и целые составы. При этом остаются значительными объемы брошенных поездов (по состоянию на 30 ноября – 15 грузовых составов). "Это мешает организации движения грузовых и пассажирских поездов и значительно осложняет эксплуатационную работу железных дорог Украины", – констатировала "Укрзализныця".
Большая часть простаивающих поездов приходится на Донецкую железную дорогу, лидирующую на сети по объемам грузоперевозок – 11 груженных составов. На Приднепровской железной дороге, основной по перевозкам сырьевых грузов металлургического профиля, зафиксированы 4 простаивающих состава. Напомним, ДЖД и ПЖД обеспечивают, в совокупности, свыше 60% грузоперевозок железных дорог Украины.
По данным "Укрзализныци", объем выведенного из оборота, ввиду простоя, грузового вагонного парка составляет более 0,8 тыс. ед. При этом большую часть этого ресурса, свыше 70%, составляют иновагоны (железных дорог СНГ). Таких вагонов, по состоянию на 30 ноября, насчитывалось 603 ед. (против 246 ед. украинской приписки).
Сложившееся положение "Укрзализныця" связывает с участившимися нарушениями клиентами нормативов использования вагонов. "Предприятия не соблюдают нормы и значительно превышают время пользования вагонами под грузовыми операциями и на подъездных путях", – указывает перевозчик. Снижение эффективности вагонного парка приводит к недополучению доходов железными дорогами, что усугубляется отсутствием механизмов возмещения упущенной выгоды, резюмировала "Укрзализныця".
Владимир Каткевич