При объеме погрузки на Свердловскую ж/д 120 тыс. вагонов 85 тыс. – порожние вагоны, из которых 30 тыс. следуют в порожнем состоянии в сторону Западно-Сибирской ж/д, привел статистику А. Тайгин.
«С начала прошлого года образовалась тенденция, что практически все крупные предприятия региона, контейнерные операторы, федеральные игроки, экспедиторы не могут вывезти продукцию. Чаще всего на Урале ездит груз 3 класса, высокодоходный груз, который везется на Дальний Восток, на Юг, в Центральную Россию. Фактически наши грузоотправители – заложники ситуации», – комментирует эксперт.
Так, компания, производящая столбы для освещения, обычно транспортирует свою продукцию по ж/д на Дальний Восток, где та используется в работах по расширению БАМа. Сейчас большой объем продукции предприятия уже погружен в вагоны, которые не удается вывезти. Бригады простаивают без работы. Компания принимает решение грузить все в машины, чтобы не подводить заказчика. Это огромные расходы, которые в дальнейшем лягут на потребителя – ОАО «РЖД» и остальных, замечает А. Тайгин.
Кроме того, традиционно с Урала на автомобилях продукция возилась в северных направлениях на расстояния до 2 тыс. километров. Сейчас это плечо увеличилось до 5 тыс. км.
«Грузы, которые всегда тяготели к железной дороге, уходят на автомобили, потому что нужно точно в срок доставить груз, не подвести грузополучателей, покупателей и запустить производство. Нужно что-то делать, искать возможности сотрудничества РЖД и автотранспорта, но не бросать груз», – резюмирует А. Тайгин.