Утилизация железнодорожных шпал необходима для:
· безопасности движения составов;
· поддержания удовлетворительного состояния ВСП (верхнего строения пути);
· профилактики и диагностики на железных дорогах;
· поддержания приемлемого экологического фона.
Развитие железных дорог также влияет на частоту утилизации железнодорожных шпал. Деревянные изделия используют все реже, заменяя их на железобетонные. В результате этого примерно два миллиона деревянных шпал ежегодно скапливаются на железнодорожных путях, ожидая утилизации. Чем дольше они будут лежать в неподходящих условиях, тем менее вероятна возможность их повторного использования. Это вызывает тревогу экологических организаций – выделения от пропитки никуда не деваются и продолжают загрязнять окружающую среду.
Часть таких шпал можно использовать повторно – на железной дороге или в быту, остальные нужно утилизировать так, чтобы не нанести еще больший вред экологии.
Какие решения по утилизации существуют?
· захоронение;
· переработка;
· газификация;
· сжигание;
· пиролиз.
Пиролиз считается наиболее эффективным методом и рекомендован к повсеместному использованию во всем мире.
Когда утилизировать шпалы?
Железнодорожное полотно подвергается колоссальным нагрузкам и требует довольно внушительных затрат на поддержание надежности и работоспособности. Чтобы оптимизировать бюджет, часть ВСП используют повторно. Это абсолютно безопасно, если материалы сохранили свои основные потребительские свойства.
Рано или поздно все материалы и конструкции изнашиваются до такой степени, что не могут быть использованы повторно, и железнодорожные шпалы – не исключение. Когда их дальнейшая эксплуатация будет негативно влиять на безопасность движения, их утилизируют.
Как проводится утилизация?
Железобетонные элементы меняют редко – они рассчитаны на длительный срок службы, устойчивы к механическим и температурным воздействиям, нагрузке. Они не гниют, не разбухают от влаги, не трескаются на морозе. Единственное проблемное место – стыки. Всего в течение года в железнодорожном хозяйстве полной замены с утилизацией требуют 300–500 тыс. железобетонных шпал.
Полученный в ходе переработки железобетонный лом применяют в быту и строительстве. Наиболее приемлемым считается практически безотходный способ разделения изделий на фракции: металлическую арматуру и щебень. Высвобожденный металл можно впоследствии переплавить.
Деревянные отходы требуют более тщательного подхода. К сожалению, в основном пропитанное химическими веществами и покрытое нефтепродуктами дерево просто сжигают. Экологи считают, что это неприемлемо, так как приводит к ядовитым выбросам в окружающую среду, которые отравляют в том числе и людей. Гораздо более гуманными способами считаются:
· повторное использование в строительстве (не рекомендуется для жилых построек);
· газификация (вредные соединения расщепляются, но расход дизельного топлива и выброс продуктов горения высокий, что тоже плохо для экологии);
· переработка в древесный уголь (технология слишком дорогая для повсеместного использования);
· пиролиз.
Пиролиз – это самый перспективный и безопасный способ утилизации деревянных железнодорожных шпал. Материал разлагается под воздействием высокой температуры без доступа воздуха, при этом происходит дистилляция каменноугольного масла. Тепло от пирогаза можно использовать в качестве источника энергии, что оправдывает затраты.