Крупнейшими заказчиками «Уралвагонзавода» были СУЭК, Федеральная грузовая компания («дочка» РЖД), а также Первая грузовая компания, однако, отмечает издание, ни с одной из них у УВЗ не заключены контракты на 2021-й и последующие годы. Что касается самих РЖД, то самые крупные контракты на поставки вагонов в 2020-м компания заключила с АО «Рослокомотив» и АО «Транспортное машиностроение», следует из информации с сайта госзакупок. Эти контракты рассчитаны на 2020–2025 гг.
«Представителям УВЗ приходится просить о покупке хотя бы нескольких вагонов», – сказал РБК один из источников.
Отсутствие заказов с госкомпаниями на 2021 год также подтверждается данными сайта госзакупок. В 2020 году УВЗ заключил 32 контракта на 649 млн руб. (в 2019 г. – 77 контрактов на 1,4 млрд руб.), и все 32 контракта заканчиваются в 2020-м, отмечается в публикации.
Аналитики, опрошенные изданием, сообщили о вновь возникшем профиците вагонов и связывают это прежде всего с уменьшающимися государственными субсидиями в отрасль, а также падением спроса на уголь – это главный драйвер перевозок. В 2020 году вагоностроители рассчитывали на поддержку со стороны государства и внедрение системы trade-in при покупке инновационных вагонов (за сдачу трех старых операторы могли бы получить скидку 1,5 млн руб. при покупке нового). Но идею, как сообщил 6 октября исполнительный директор Объединения вагоностроителей Евгений Семенов, отклонил Минпромторг.
Из самой поздней доступной отчетности УВЗ по МСФО (за I полугодие 2019 г.) следует, что долгосрочные обеспеченные и необеспеченные банковские кредиты завода составляют 88 млрд руб., краткосрочные – 19,4 млрд руб. Всего завод взял пять кредитов в рублях, два в евро и один в долларах.
Но даже если у «Уралвагонзавода» не будет ни одного заказа на вагоны на 2021-й и последующие годы, предприятие не остановит их производство, уверен источник РБК, близкий к УВЗ. Компания также является единственным в России производителем танков, в том числе единственного в мире танка третьего послевоенного поколения Т-14 «Армата». «Конвейер останавливать нельзя. Цеха, которые производят металл, работают как на танки, так и на железнодорожное производство. Нельзя, остановив производство вагонов, не остановить производство военной промышленности», – пояснил он, добавив, что УВЗ «скорее, будет отгонять вагоны в тупики».