«Установить, что формирование части доли правительства Республики Узбекистан в уставном капитале совместной проектной компании «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» осуществляется за счет кредитов Фонда реконструкции и развития в размере 255 млн долларов США, выделяемых поэтапно АО «Узбекские железные дороги», – говорится в сообщении.
Отмечается, что $14 млн будут выделены в 2024 году.
Кредиты выделяются сроком на 15 лет, включая льготный период 7 лет, по ставке 5% годовых.
На заседании Жокоргу Кенеша 19 июня директор «Кыргыз темир жолу» Азамат Сакиев сообщил о технических деталях и сроках выполнения проекта. Он отметил, что сроки прописаны в трехсторонней дорожной карте, и инвестиционное соглашение планируется подписать в сентябре текущего года, а строительные работы должны начаться в октябре.
По условиям соглашения Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан – по 24,5%. Общая стоимость проекта предварительно оценивается в $4,7 млрд, половину из которых предоставят страны-участницы в соответствии с долями в СП. Китай выделит $1,18 млрд, Кыргызстан – около $700 млн, а Узбекистан – $573 млн.
Кроме того, китайская сторона предоставит некоммерческий кредит на $2,35 млрд. В настоящее время ведутся переговоры с Инэксимбанком и Национальным банком КНР для обеспечения этого финансирования.
Железная дорога будет состоять из двух частей: от китайской границы до станции Макмал (165,5 км) с шириной колеи 1435 мм (стандарт КНР) и далее до Джалал-Абада (146,2 км) с шириной колеи 1520 мм. На станции Макмал будет проводиться переформирование составов, перегрузка грузов, их сортировка и взвешивание. Прогнозируется, что к 2035 году среднегодовой объем перевозок на ветке составит 5 млн тонн, из которых чуть больше половины придется на транзит.
Подготовка к строительству железной дороги началась в 2022 году после долгих обсуждений. Три страны согласовали маршрут от Кашгара до узбекистанской границы длиной 454 км и договорились подготовить ТЭО. Начало полевых работ ожидается в 2024 году.
Замминистра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев оценил стоимость проекта в $5 млрд, однако другие оценки указывают на возможное увеличение стоимости до $8 млрд.