Железнодорожный участок построили еще японцы, движение поездов здесь началось в 1928 году. На 83-километровой трассе возвели 15 тоннелей и 35 мостов. Со временем все грузовые составы из Холмска пошли в обход несколько севернее, через участок Ильинск – Арсентьевка, которым соединили оба побережья Сахалина в 1971-м. К концу 1980-х гг. по линии Южно-Сахалинск – Холмск ходили преимущественно пассажирские поезда. Дохода эта дорога не приносила, наоборот, большие средства ежегодно требовались на содержание сложного по рельефу участка пути. Все это привело к тому, что в 1994 году движение закрыли.
Сегодня за проект туристического маршрута Южно-Сахалинск – Холмск решило взяться ООО «Роза Хутор» – оператор одноименного горнолыжного курорта в Сочи. В компании говорят, что «Сахалин-Экспресс» имеет все шансы стать брендовым турпродуктом по аналогии с Glacier Express в Швейцарии или Skyway на Аляске, но пока не детализируют свои планы.
Чтобы организовать сквозной туристический маршрут, нужно восстановить инфраструктуру: путь по большей части демонтирован, необходимо провести экспертизу состояния заброшенных мостов и тоннелей, а также решить, какой подвижной состав сможет выполнять перевозки на этом направлении (в частности, завершается срок службы у последних сахалинских тепловозов серии ТГ-16, работающих на колее шириной 1067 мм).
На первоначальном этапе предлагается восстановить движение от станции Холмск до поселка Чапланово, где расположен Чертов мост – одно из необычных инженерных сооружений, возведенных при японцах. На этом 24-километровом участке сохранился путь, к тому же на перегоне Холмск – Николайчук протяженностью 6 км действует пригородное сообщение.
Дальневосточная неделя туризма проходит на Сахалине с 2 по 8 декабря. На участие в ней зарегистрировалось свыше 400 представителей Камчатки, Чукотки, Приморья, Амурской области и Якутии, Центральной России. Иностранные участники представляют Китай, Республику Корею, Японию, Индию, Францию, Ирландию.