«Если рассматривать планы по списанию 1 ноября 2021 года, то на этот момент к списанию значилось 6,5 тыс. зерновозов. Но актуальные данные отражают списания в следующем году 4,9 тыс. зерновозов. Мы полагаем, что часть зерновозов были списаны досрочно, возможно, это те вагоны, на которых невыгодно было проводить деповские ремонты. С учетом роста цены на металлопрокат, скорее всего, они были списаны в утиль. Спрос на минераловозы будет зависеть от открытия новых мощностей или модернизации текущих производств минеральных удобрений», – комментирует И. Сергиенко.
По данным ОВК, профицит (на июнь 2022 г.) составляет около 9 тыс. зерновозов. Значение здорового профицита оценивается в 3–5 тыс. ед.
Наибольший рост в I полугодии по перевозкам показали такие грузы, как зернобобовые (рост на 68%), семена льна (на 127%) и сахар-сырец (рост на 42%).
И. Сергиенко отмечает, что при условии отмены плавающей пошлины и перехода на квотирование без ограничений доступа к экспорту с учетом того, что к 8 сентября собрано уже 92,7 млн т пшеницы (+23,4 млн т к прошлому году), возможно восстановление баланса парка.
Напомним, что размер пошлины на экспорт пшеницы из РФ с 28 сентября по 4 октября уменьшится до 2476,6 руб. против 2668,3 руб. за тонну.
Что касается перевозок в хопперах-минераловозах, их профицит на июнь составляет около 3 тыс. ед. В мае – июне уровень активного парка вырос до 25–26 тыс. ед. и приблизился к уровню лета прошлого года.
Наиболее активный рост погрузки в минераловозах показали за этот период следующие грузы: аммофос – на 13%, ангидрит – на 151%, добавки для производства цемента – на 236%.
«Мы ожидаем уменьшение профицита ввиду возможного ослабления со стороны США и ЕС ограничительных мер против РФ, связанных с продовольствием», – говорит И. Сергиенко