Необходимость берегоукрепления возникла после наводнения летом 2013 года, когда уровень Амура достиг максимального значения за всю историю наблюдений – 808 см. Благодаря каменной наброске, сделанной в 1980-х гг., остров смогли отстоять и спасти вентиляционные шахты от затопления. Однако из-за паводка там намыло воронки, промоины, поэтому необходимо было укрепить берег, поднять уровень земли, провести другие работы.
Сам проект реконструкции сооружения под Амуром – комплексный. Он предусматривает ремонт обделки тоннеля, создание современной системы гидроизоляции, обновление пути, устройств электроснабжения, СЦБ, связи. Всего на реконструкцию подводного объекта требовалось около 20 млрд руб. в ценах 2014 года.
Длина Амурского тоннеля – около 7,2 км. Сооружение ввели в строй в апреле 1942 года, правда, вскоре закрыли на консервацию. Регулярное движение поездов под Амуром началось в 1964-м. Сначала осуществлялся пропуск грузовых составов, а после электрификации – и пассажирских.