«В 2022 году была принята концепция по развитию транспортного логистического потенциала до 2030 года. В ней предусматривается создание и эксплуатация нацоператора инфраструктуры. Однако данный процесс постоянно откладывается, затягивается и переносится. В результате часть важных функций по развитию инфраструктуры осуществляет нацперевозчик грузов – «Қазақстан темір жолы». Однако это несвойственно для данной компании, так как она находится в конкурентной среде. В связи с этим создаются неравные условия для других участников перевозочного процесса. У меня вопрос: когда и будет ли вообще создан национальный оператор инфраструктуры?» – обратился сенатор к чиновникам.
В свою очередь министр транспорта Марат Карабаев рассказал, что в части трансформации деятельности «Қазақстан темір жолы» уже создается необходимая инфраструктура – в городах Сиань и Ляньюньгань (Китай), дальше – внутри Казахстана, в Алматы и Актау, потом в портах Алят (Азербайджан) и Поти (Грузия).
«В части именно перевозочной деятельности с двумя крупными международными брендами – с эмиратской Abu Dhabi Ports и сингапурской компанией – мы создаем дочерние предприятия, которые будут перевозить грузы по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и коридору Север – Юг», – уточнил он.
Что касается непосредственно создания национального оператора по инфраструктуре, то М. Карабаев рассказал, какую работу хочет проделать министерство.
«Предполагаем первым этапом создание отдельного юрлица внутри КТЖ, чтобы в целом понять доходную и расходную часть, поскольку сейчас эти сети субсидируются в том числе за счет перевозочной деятельности. Поймем баланс и вторым этапом будем выносить на рассмотрение вопрос отделения от КТЖ. Таким образом, создание отдельного института по инфраструктуре делится на два этапа. Первый – создание его внутри КТЖ, мы его деятельность проанализируем, а затем исходя из этого примем окончательное решение по его отделению», – пояснил М. Карабаев.
Однако ответ не удовлетворил сенатора Маулена Ашимбаева, который высказал определенные сомнения. Он напомнил, что необходимо продолжать инвестировать и дальше покупку вагонов, локомотивов. А также требуется модернизация путей.
«Мы видим, что где-то КТЖ не успевает с этим объемом справиться. И если мы хотим развиваться как главный евразийский транспортный хаб, то должны инвестировать в магистральные и железнодорожные сети. Что касается перевозок, эта двухступенчатость реформ не приведет ли к потере темпов реформирования? Не получится ли так, что мы какое-то время потеряем и через три-четыре года снова вернемся к вопросам структурирования? И, кроме эмиратской и сингапурской компаний, планируется ли запускать других частных игроков в сектор перевозок? Это же совместные предприятия. Планируется ли, что частные компании будут более активно заходить на этот рынок и создавать конкуренцию? Пока мы слышим, что все будет только с участием государства», – задал он вопрос.
На это министр транспорта ответил, что двухступенчатость связана с тем, что в его ведомстве боятся быстрых реформ.
«Не приведет ли это в целом к резкому ухудшению деятельности самого КТЖ? Поэтому мы говорим: «Давайте первый этап разделим и посмотрим баланс, сколько инвестиций нужно». Допустим, сейчас именно в магистральные сети ежегодно 54 млрд тенге инвестируется. Это только на ремонт. При этом их износ составляет 57%. Поэтому мы постепенно все делаем. При этом даже на первом этапе, после создания внутри КТЖ, мы сейчас законодательно вносим изменения, чтобы можно было частные инвестиции привлекать – это в станционные пути и магистральные, путем создания консорциумов. Например, Бахты – Аягоз именно по такой модели идет, где частные инвестиции», – пояснил М. Карабаев.
Что касается привлечения других частных игроков, он ответил, что работа в этом направлении продолжится.
«Сейчас на рынке уже имеются другие частные казахстанские игроки, которые работают. Привлечение международных компаний также планируется. Они могут заходить на рынок совместно с частными компаниями либо самостоятельно», – пообещал министр.
Ранее мажилисмены предложили реформировать «Қазақстан темір жолы», чтобы создать равные условия для всех участников рынка. Также в Казахстане предложили организовать проверку «Қазақстан темір жолы» в сфере экспортных и транзитных перевозок.