Как пояснил источник в холдинге, перевозчик старается освободить сеть от брошенных поездов. И это ему удается сделать на наиболее напряженных маршрутах благодаря внедренным полигонным технологиям.
В свою очередь, клиенты пытаются понять логику решений. Например, почему ранее перевозчик заявлял, что наибольший избыток видит по полувагонам, а сейчас дислокации для их отставления в шахматках ЦД существенно уменьшены. При этом нормы для других типов подвижного состава увеличены.
Например, больше предписывается убирать от движения крытых вагонов, хотя на РЖД и без того в последние три месяца виден отток палетированных грузов с рельсов на шоссе. Несмотря на сильную конкуренцию с автоперевозчиками, отправителям в крытых вагонах на сети продолжают создавать трудности с транспортировками. И это наводит на мысль, что борьба с нерациональными перемещениями порожних вагонов ведется вне взаимосвязи с решением задачи привлечения дополнительных объемов грузов на сеть.
Клиенты плохо понимают, как формируются дислокации на крытые вагоны. Например, в текущей шахматке ЦД по крытым вагонам (с 9 по 19 января 2025 года) по дорогам в итоге предписано отставлять 67 ваг./сутки. В том числе указаны такие нормативы для оформления вагонов: с СКЖД на КрасЖД – 10 ваг./сут., с ОЖД на ВСЖД – 15 ваг./сут., с МЖД на ВСЖД – 5 ваг./сут., с СКЖД на ВСЖД – 5 ваг./сут.
Но перегоны порожнего подвижного состава в указанных направлениях на практике вообще не популярны, уточнил представитель операторской компании. Подобные задания, следовательно, на местах сложно выполнить.
В таком случае ожидается, что на железных дорогах будут заставлять произвольно «вылавливать» порожние крытые вагоны с других направлений, предположил собеседник РЖД-Партнера, знакомый с ситуацией на рынке. И это, по его словам, негативно скажется в дальнейшем на отправках грузов в крытых вагонах.