Технология «челночных» грузовых перевозок является перспективным решением, которое выполняет задачу создания новой технологии с высокой скоростью доставки грузов. В этой технологии есть начальные и конечные терминалы – пограничные переходы, портовые терминалы. Далее по маршруту следования каждого поезда есть так называемые опорные станции. Они имеют приемо-отправочный путь и боковую погрузочно-выгрузочную площадку. Также есть технология отвода контактной сети.
«За время стоянки поезда контейнер с назначением на данную станцию снимается, сразу ставится на автомобиль, а если есть контейнер – он ставится на его место и далее следует по маршруту. На сортировочный терминал прибывают одновременно несколько контейнерных поездов, производится сортировка именно контейнеров, а не вагонов, и дальше поезда следуют уже по своему маршруту», – поясняет М. Мехедов.
По его словам, сегодня работа над технологией уже перешла в практическую плоскость. Например, в следующем году опытный экземпляр устройства отвода контактной сети будет представлен на испытательном полигоне в Щербинке.
Интересно, что перевозка груза в ускоренном грузовом поезде постоянной составности бронируется по аналогии с койко-местом в пассажирском поезде. «По аналогии с системой для пассажирских перевозок ВНИИЖТ намерен разработать ее и для грузовых перевозок. Имея смартфон, любой грузоотправитель может выкупить место и к определенному времени привести на опорную или на начальную станцию свой груз, отправить его. И он точно будет знать, когда груз прибудет на станцию назначения. Это будет совсем другой уровень сервиса», – комментирует М. Мехедов.
Кроме того, как пилотный проект рассматривается технология «холодный экспресс». Она предполагает перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторном контейнерном поезде, который следует по твердым ниткам маршрута с остановками на опорных и технических станциях. Рефрижераторный контейнерный поезд формируется из фитинговых платформ, загруженных рефрижераторными и дизель-генераторными контейнерами.
«40-футовый дизель-генераторный контейнер можно перегружать с широкой колеи на узкую и с узкой на широкую. Тем самым снимается технологический барьер, позволяя осуществлять большие объемы грузов в экспортно-импортном направлении. С учетом того, что будет создана сеть так называемых опорных станций, можно от одного контейнера уже грузить в экспортном направлении в Китай или Европу и также получать импорт из Китая или Европы в размере одного контейнера на конкретную станцию. В этом мы видим определенное будущее», – отмечает спикер.
Говоря о предпосылках внедрения электронного документооборота, М. Мехедов отмечает, что в последние годы внешняя торговля России с Китаем имеет положительную динамику и на конец прошлого года объем товарооборота между странами составил 16,2% от общего итога внешней торговли РФ со всеми странами мира. Вместе с тем наблюдается отсутствие оптимальной информационной среды взаимодействия России с Китаем, что значительно усложняет развитие внешнеэкономических отношений между странами.