«Суды отказали во взыскании законной неустойки, потому что не смогли привязать требования ст. 62, 99 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» к оператору, который вагонов не подает и договоры с технологическим сроком оборота не имеет. Практика по данным делам не однородна, а Верховный суд России ранее уклонялся от пересмотра этих дел. Поэтому высказанная высшей инстанцией правовая позиция окажет значительное влияние на судебную практику», – говорит Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520.
Владелец вагонов, предоставляя их для перевозки, заключил договор на условиях использования их под погрузкой свыше сроков, предусмотренных законом, а значит, предъявление им иска о взыскании штрафа по истечении 36 часов пользования свидетельствует о недобросовестном поведении, добавляет юрист. Верховный суд отменил все судебные акты по этим делам.
«Сказав, что суды неверно истолковали закон: владелец вагона вправе взыскать штраф, даже если он не подает вагоны под погрузку и выгрузку, а факт наличия договорных условий об иных сроках использования и размере ответственности суд счел несущественным», – продолжает Ольга Гуляева.
Верховный суд указал на то, что при взыскании законной неустойки в пользу владельца вагонов необходимо дополнительно изучить технологические сроки оборота вагонов из договора на подачу и уборку (эксплуатации путей необщего пользования). Согласно решению Верховного суда вагон, не принадлежащий грузоотправителю (грузополучателю), должен быть погружен (выгружен) по истечении 24 часов с момента окончания технологических сроков оборота вагонов – иначе штраф до 15 тыс. за вагон в сутки.
«Данное владельцем вагона согласие на его использование дольше этого срока значения не имеет», – подчеркивает Ольга Гуляева.
Если договором предусмотрен размер штрафа меньше предусмотренного ст. 62, 99 ,100 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», это тоже не является основанием, чтобы отказать во взыскании законной неустойки, резюмирует юрист.
Ольга Гуляева выступит на семинаре «Грузовая панорама. Строительные грузы и цемент», который организует и проведет РЖД-Партнер 30 мая. Она не только расскажет о дисбалансе в судебной защите участников железнодорожной перевозки, но и ответит на вопросы участников. Программы семинаров составляются с учетом актуальной ситуации на рынке транспортных услуг.
Для участия в мероприятиях обращайтесь по тел +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru