Основной акцент в своем докладе о вызовах и перспективах вагоностроительной отрасли эксперт сделала на снижении объёмов погрузки на сети ОАО «РЖД», что напрямую связано с недостаточной пропускной способностью ключевых магистралей.
По прогнозным итогам текущего года погрузка в сравнении с максимальными значениями прошлых лет сократится на 20,7%. Основной причиной снижения грузовой базы ведущий аналитик отрасли назвала серьёзный дефицит провозной способности инфраструктуры Российских железных дорог. Кроме того, чем меньше объем погрузки на сети РЖД, тем выше показатель профицита вагонного парка, и наоборот. На сегодняшний день 11% (138 тысяч вагонов) рабочего парка вагонов на сети, который на 1 апреля 2025 года составляет 1 204,0 тыс. вагонов, отставлено от движения. Объем невостребованных к перевозке вагонных парков пропорционален объему вывозимой грузовой базы. Поэтому, по мнению топ-менеджера ОВК, ключевое значение приобретает выполнение перевозчиком задач инвестиционной программы и обеспечение роста пропускной способности для фактического роста показателей погрузки на сети РЖД.
«Как только РЖД финализируют инвестиционные программы по развитию инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, а также подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, снизится показатель профицита парка», — отметила Ирина Ольховская.
В том числе одним из существенных вызовов для вагоностроительного комплекса Ирина Ольховская отметила высокую стоимость заемных средств. Нивелировать этот аспект может ЦБ путем снижения ключевой ставки.
Проблема профицита мощностей вагоностроительных заводов может быть нивелирована рынком. Решение лежит в плоскости обеспечения высокой конкурентности рынка вагоностроения, развития отраслевой науки и выпуска усовершенствованного подвижного состава.