VR Group в ответ на запрос Reuters сообщила, что «около 800 вагонов под санкциями сейчас находятся в Финляндии», добавив, что VR Group – не единственный оператор грузовых перевозок.
После того как Москва начала операцию на Украине, Запад ответил масштабными санкциями, усилившими изоляцию российской экономики.
Санкции Евросоюза не предполагают запрета на грузовые перевозки с Россией, но в начале апреля VR Group решила прекратить грузовое сообщение, предупредив, что этот процесс может занять несколько месяцев.
Основным грузом, поставляемым в Финляндию из России, был уголь, запрет на покупку которого у РФ в апреле ввел ЕС.
«Учитывая тот факт, что ситуация, скорее всего, не поменяется в ближайшее время в лучшую сторону ввиду недружественного настроя финской стороны, надеемся на поддержку Министерства транспорта Российской Федерации в проработке данного вопроса», – говорится в письме РЖД.
РЖД отказались от комментариев, а Минтранс не ответил на запрос Reuters.
«Мы всегда ищем возможности вернуть (неарестованные) российские вагоны в Россию как можно скорее», – написала представитель VR Тайна Куйтунен в ответ на запрос Reuters.
В конце марта глава направления логистики VR Мартти Коскинен говорил финским СМИ, что на момент, когда Финляндия решила остановить грузовое сообщение с Россией, в стране находилось около 5 тыс. российских вагонов.
Коскинен говорил, что изначально планировалось вернуть все вагоны в Россию, но служба судебных приставов арестовала часть из них на основании санкций Евросоюза.
Служба приставов Финляндии подтвердила Reuters, что заморозила определенные российские и белорусские активы общей стоимостью как минимум €82 млн, включая транспортные средства, на основе санкций ЕС.
Ведущий окружной судебный пристав Аки Виртанен отказался комментировать арест конкретных активов.
Все четыре компании связаны или были связаны с компаниями или людьми, попавшими под санкции ЕС. Государственная ГТЛК сама находится под санкциями, «Альфа-Лизинг» – дочерняя компания подсанкционного Альфа-Банка, «Уралхим-Транс» – «дочка» «Уралхима», чей бывший владелец Дмитрий Мазепин находится под санкциями ЕС, а «Русагротранс» – зернового холдинга «Деметра», ранее принадлежавшего также попавшему под ограничения Запада банку ВТБ, который снизил долю ниже контрольной.
ГТЛК и «Деметра» отказались от комментариев, «Уралхим-Транс» пока не ответил на запрос.
«Альфа-Лизинг» оспорил арест в суде в Финляндии и ждет решения в апелляционной инстанции, сообщил директор по корпоративному бизнесу компании Андрей Барков.
«Несмотря на то, что мы считает арест неправомерным, перспективы вывода вагонов крайне туманны», – сказал он.