Это в том числе подтверждает официальная отчетность АО «Укрзализныця» за 2019 год. Так, прибыль до налогообложения УЗ в 2019-м составила 4,9 млрд грн, при этом операционный результат грузовых перевозок – 19,5 млрд грн (и это с тем, что повышение тарифов на 14,2% имело место не с 1.01.2019 г., а с 31.03.2019 г.). В то же время ущерб от пассажирских перевозок составил 12,8 млрд грн, то есть 66% доходов от грузовых перевозок были направлены на покрытие убытков от пассажирских перевозок.
«Отдельно стоит отметить уплату налога на землю под путями (около 4,2 млрд грн), чего нет ни в одной стране Европы. При этом, если к цифре в 19,5 млрд прибыли от грузовых перевозок добавить все потери от коррупционных схем и общей неэффективности УЗ, о которых сообщается в СМИ, станет ясно, что грузоотправители Украины вынужденно платят грузовые тарифы, которые уже более чем на 20% превышают экономически обоснованный уровень», – подчеркнул народный депутат.
С. Магера выразил уверенность, что увеличение грузовых тарифов вредит в первую очередь самой «Укрзализныце». Так, в течение 2015–2019 гг. государственно регулируемые тарифы индексировались трижды: в 2016 г. +15%, в 2017 г. +15%, в 2019 г. +14,2%. При этом наблюдается стабильное сокращение грузооборота УЗ. В то же время альтернативные виды транспорта (авто, речные перевозки) увеличивают свою долю на рынке.
«Сверхвысокие тарифы на грузовые перевозки при невысоком уровне сервиса приводят лишь к сокращению объемов перевозок. Так, с 2015 по 2019 год грузооборот на железной дороге снизился на 10,6%, достигнув уровня 312,9 млн т, при этом доля автомобильных перевозок увеличилась с 22,6% в 2015 году до 43,8% в 2019-м, достигнув уровня 244,2 млн т», – подчеркнул он.
«Такой чрезмерно высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки отрицательно влияет на конкурентоспособность национальных производителей и наносит ущерб экономике Украины. С учетом того, что ущерб металлургических предприятий в 2019 году составил 31 млрд грн, существует острая необходимость рассмотреть вопрос снижения железнодорожных тарифов в ближайшее время», – резюмировал С. Магера.