Традиционно в количественном выражении больше всего уходит вагонов в ТОР по колесным парам. На втором месте отцепки, связанные с неисправностями кузова, на третьем – тележки.
«Основные отцепки по колесным парам – это тонкий гребень, ползуны и выщербина обода колеса. На первый взгляд, это эксплуатационные неисправности, но на износ гребня колеса влияет не только естественный его износ, но и качество сборки как буксового узла, так и самой тележки. На образование ползунов и выщербин влияет напрямую качество работы всего автотормозного оборудования», – говорит А. Соболев.
Основная отцепка по автосцепному устройству, на которую надо обратить внимание, – трещина в корпусе автосцепки, уточнил он, а по автотормозному оборудованию это неисправность воздухораспределителей.
«Что касается неисправностей рамы вагона, на мой взгляд, основной причиной появления неисправностей является повреждение вагонов при нарушении погрузочно/разгрузочных работ», – сказал председатель А ОЖдПС.
Ряд неисправностей тележки нужно выделить особо, добавил он, поскольку их возникновение может быть преодолено технически.
В частности, речь идет о такой распространенной неисправности, как завышение/занижение фрикционного клина. Проблема должна сократиться, поскольку вводится 100-процентная замена клиньев при плановых видах ремонта с пробегом 160 тыс. км.
Здесь напрашивается аналогия по излому пружин. По этой неисправности выросли за 5 лет отцепки на 50% (в 2023 году отцеплено 28,7 тыс. вагонов).
«Логично предположить, что и по пружинам будут введены со временем такие же требования, как и с фрикционным клином», – делает вывод А. Соболев.