«Основной причиной отставления поездов от движения на протяжении последних 3-х лет остается неприем поездов железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя, владельцев или пользователей путей общего пользования, – объясняет Р. Салахутдинов. – Осенью прошлого года выявили проблему, что пропускная способность ж/д станций Московского региона оказалась перегружена – в этом направлении отправляется больше поездов, чем способны одновременно принять станции. И как показывает практика, часто это связано с тем, что с пришедшего контейнерного поезда груз еще не успели вывезти из-за физического отсутствия свободного места, а новый поезд уже пришел и ему приходится дожидаться, пока все получатели вывезут свои контейнеры со станции. Именно поэтому станции повышали тарифы, цены на хранение».
Иногда тарифы вырастали в разы. Например, в январские праздники день хранения груза на станции обходился в 50 тыс. рублей.
При этом в ситуации значительной перегруженности станций по общепринятой практике вводят конвенцию. Ею подразумевается, что никто из грузоотправителей не может отправить груз по определенному направлению, пока конвенция не будет снята.
«Это полезная мера, однако, по нашему мнению, проблемы с перегруженностью возникают из-за того, что станции вводят конвенцию слишком поздно, – говорит Р. Салахутдинов. – Стоит постоянно проводить и актуализировать аналитику по наиболее популярным железнодорожным узлам, которые чаще всего страдают от перегруженности и вводят конвенции. На основании полученных данных можно было бы увеличивать пропускную способность, расширять узел для того, чтобы была возможность одновременно разгружать несколько составов. Некоторые станции увеличивают мощности и открывают дополнительные площадки, где занимаются обработкой контейнерных поездов».