+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2021 15:14:18
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железнодорожный отряд специального назначения

В этом году парк пассажирских поездов дальнего следования пополнит почти 500 новых вагонов. Кроме того, в планах холдинга – приобретение 740 ед. тягового подвижного состава. Но работа нового парка требует соответствующего специального технического обслуживания.
Пассажирские метаморфозы

В последние годы на фоне эксплуатации усовершенствованных моделей вагонов и локомотивов модернизируется производство вагонов специального назначения. Так, если еще несколько лет назад наибольшее распространение имели ультразвуковые и магнитные вагоны-дефектоскопы, то в последнее время сеть перешла на совмещенные вагоны, которые объединяют оба метода контроля с компьютерной регистрирующей системой, облегчающей процесс расшифровки сигналов. Первые такие вагоны были введены в эксплуатацию на Московской железной дороге.

В пассажирском секторе один из самых главных и в последнее время обсуждаемых вагонов из разряда спецназначения – вагон-ресторан. В конце весны глава РЖД сообщил, что компания планирует убрать вагоны-рестораны, оставив их только в туристических и фирменных поездах. «Вагон-ресторан воспринимаю как нечто дорогостоящее», – отметил Олег Белозеров.

Новая концепция питания, разработанная ОАО «РЖД», предусматривает единые стандарты: единый брендбук, единое меню, единые демократичные цены. Перевозчик сможет гарантировать пассажиру быструю подачу блюд, санитарную безопасность, а также доступные цены, которые будут одинаковыми во всех вагонах-бистро, сообщают в монополии.

В настоящее время новая концепция питания тестируется на четырех отдельных маршрутах (Москва – Адлер, Москва – Казань, Москва – Волгоград и Москва – Воронеж). Полигон тестирования может быть расширен в течение года.

Вагоны-рестораны, которые курсируют сегодня по сети, – производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Эти вагоны оборудованы установкой кондиционирования воздуха, системой накопления и передачи диагностической информации, звонковой сигнализацией для вызова обслуживающего персонала, поездной и вагонной магистралью системы громкоговорящей трансляции и поездной связи, системой видео- и аудиотрансляции, поездной и вагонной магистралью сис­темы контроля, диагностики и управления (СКДУ). Средний срок службы вагона – не менее 40 лет.

Несмотря на снижение пассажиропотока на фоне пандемии, в последние годы растет спрос на двухэтажные поезда. По итогам 2019-го перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Для таких поездов на ТВЗ производятся двухэтажные вагоны-рестораны. Первый опытный образец был запущен в производство еще летом 2012 года. Сегодня он отличается от европейских аналогов по вместимости обеденного зала, а также в части оснащенности оборудованием, которое позволяет готовить полноценные горячие обеды.

Грузовые мотивы

ДПР ОАО «РЖД», рассчитанная до 2025 года, предусматривает развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках, логистический аутсорсинг промышленных предприятий и повышение предсказуемости доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки.

Реализация этих целей в том числе осуществляется благодаря работе вагонов специального назначения. Например, почтово-багажные вагоны производства ТВЗ предназначены для перевозки грузов на электрифицированных и неэлектрифицированных участках железных дорог колеи 1520 мм. Вагон модели 61-4505 оснащен системой комплексного мониторинга, которая позволяет контролировать одновременно несколько багажных вагонов, входящих в состав поезда. За счет удлинения кузова на метр грузоподъемность вагонов увеличена на 3,2 т. Вагоны имеют конструкционную скорость 160 км/ч, что позволяет использовать их в составе почтово-багажных и пассажирских поездов. Кузов такого вагона разделен на грузовую и служебную зону.

Один из главных эксплуатантов таких вагонов – «Почта России». Ежегодно она отправляет около 30 тыс. почтовых вагонов в составах пассажирских и почтово-багажных поездов. По итогам прошлого года «Почта России» перевезла железными дорогами около 198 тыс. т почтовых отправлений, это 35% от всего перевозимого АО «Почта России» объема и на 13% меньше объема 2019 года. Снижение объемов в самой компании «Почта России» объясняют тем, что в прошлом году АО «ФПК» отменило часть пассажирских поездов из-за сложной эпидемиологической обстановки.

В этом году движение поездов восстанавливается, подчеркивают в компании.

Спецвагоны также предназначены для сопровождения составов для перевозки стрелочных переводов или путевых машин. Вагоны сопровождения включаются в состав грузовых или ремонтно-восстановительных поездов и используются для работы и проживания путевых бригад. Широкую линейку вагонов специального назначения производит упомянутый ТВЗ.

В таких вагонах энергоснабжение идет от бортовой дизель-генераторной установки, которая обеспечивает автономное существование вагона, а наличие кондиционера и автономной дизельной горелки котла дает возможность использовать вагон в различных климатических условиях. Срок службы таких вагонов – 40 лет.

Большим спросом также пользуются и разные модели вагонов для спецконтингента, которые предназначены в том числе и для обслуживающего персонала вагона в составе пассажирских или почтово-багажных поездов со скоростью не более 160 км/ч, а также в составах грузовых поездов массой не более 5 тыс. т.

Несмотря на то, что погрузка нефти и нефтепродуктов по итогам прошлого года снизилась на 10%, спросом продолжают пользоваться модели вагонов для транспортировки на АЗС. Имея массу тары в 81,4 и 99,7 т, они предназначены для внутриобъектовых перемещений на площадке реактора АЭС.

Добавим, что, несмотря на образовавшийся профицит парка грузовых вагонов и спад пассажирских перевозок на фоне пандемии, вагоны спецназначения продолжают свое развитие. Но, как отмечают сами участники рынка, эффективное и успешное функционирование как пассажирских, так и грузовых вагонов на сети по-прежнему зависит от ряда факторов. Один из которых – соответствие производства вагонов специального назначения всем требованиям к специальному несамоходному подвижному составу (приложение № 7 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 001/2011, ГОСТ 32216).

Подробнее о новых образцах вагонов специального назначения и спросе на такой парк читайте в полной версии статьи под заголовком «Спецсостав вам в помощь» в № 15–16 журнала РЖД-Партнер. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions