Предприятия, входящие в ассоциацию, конечно же, не могут оставаться в стороне от современных тенденций. У них есть все предпосылки для того, чтобы включиться в новые логистические потоки.
ППЖТ могут предложить свою по разным причинам недозагруженную инфраструктуру (земля, путевое развитие, тяговый подвижной состав, здания и сооружения) и готовые высококвалифицированные кадры. Нужно рассматривать возможность минимизации «последней мили», доставки груза не просто door to door, но и «цех to цех» или «склад to прилавок».
Усилия по переходу на новые формы работы обязательно окупятся, по расчетам специалистов, контейнеризация отгрузок предприятия может дать до 20% экономии затрат на логистику.
У членов ассоциации уже есть практический опыт создания и развития контейнерных терминалов на базе своих предприятий. Так, Подольское ППЖТ начало заниматься контейнерным бизнесом еще с 1990-х гг., прошло длительную и непростую процедуру открытия терминала. Сейчас предприятие расширило свою инфраструктуру, открыта вторая очередь терминала. Если в 2007 году было отправлено 20 тыс. контейнеров ДФЭ, то в 2020-м – уже 223 тыс. Сейчас предприятие начинает развивать и контрейлерный бизнес, к которому присматривалось еще с 2013 года.
В свете новых тенденций ассоциация уже начала взаимодействие с профильными подразделениями ОАО «РЖД». Нельзя не учитывать и появление нового контейнерного оператора РЖД – АО «РЖД Бизнес Актив». Сотрудничество с этой компанией также имеет для нас большие перспективы.
С удовлетворением отмечаю, что специалисты ИК «РЖД-Инвест» уже представили нам свое видение новых форм взаимодействия ППЖТ и РЖД. Форматы взаимодействия могут быть как операционно-технологические, так и инвестиционно-корпоративные. Речь идет, например, об инвестициях в модернизацию железнодорожной инфраструктуры на путях необщего пользования. РЖД также рассматривают возможность аренды или выкупа активов у ППЖТ. При этом любое взаимодействие должно базироваться на рыночном подходе и соблюдении интересов обеих сторон.
В дальнейшем нужно говорить о синхронизации действующих и перспективных контейнерных площадок ППЖТ с программой развития контейнерных перевозок РЖД.
В заключение хочу подчеркнуть, что тренд на контейнеризацию рано или поздно неизбежно затронет предприятия промышленного транспорта. Нужно уже сейчас думать о новых формах работы. Призываю ППЖТ присмотреться, чем живут их грузоотправители и грузополучатели, в том числе те, кто сейчас пользуется автомобильным транспортом. Что можно предложить им в свете новых тенденций? Какая грузовая база может перейти на контейнеры?
У нас в ассоциации создан комитет по развитию контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте, цель работы которого – стимулировать развитие контейнерного бизнеса среди членов ассоциации, вовлечь максимально возможное количество наших предприятий и партнеров в процесс контейнеризации грузов.