Основной фактор, который, на мой взгляд, тормозит развитие рынка контейнерных перевозок, – это недостаточно развитая инфраструктура. С растущим спросом не справляется Восточный полигон, которому не хватает провозных мощностей. Прежде всего необходимо модернизировать контейнерные терминалы, проводить реконструкцию железнодорожных путей. Другим решением этой задачи может стать снижение перевозок угля и выделение больших провозных способностей под контейнерные поезда.
Росту интереса со стороны грузоотправителей к контейнерным перевозкам также будет способствовать повышение доступности услуги и предоставление качественного сервиса со стороны операторов.
Новый оператор «РЖД Бизнес Актив» – это, безусловно, серьезная история для всего рынка. В силу того, что он был создан совсем недавно и находится, по сути, еще в стадии формирования, думаю, не стоит ждать больших перемен на рынке в 2021 году, но со временем его роль и значение будут расти.
Отмечу, что по сети состоялись первые тестовые отправки угля на экспорт в КНР в 20-футовых контейнерах типа Open Top. Такие контейнеры – это альтернатива стандартным вагонам, что само по себе хорошо, потому что клиент может выбирать исходя из своих потребностей. С одной стороны, загрузка у контейнеров немного меньше (в зависимости от марки угля), а еще их нужно мыть. С другой – они более мобильны, что является важным фактором при переходе с одного типа железнодорожной колеи на другую. Китайским коллегам остается смотреть экономику, считать расходы на перевозку и перегрузочные работы и выбирать вариант, который в полной мере отвечает их интересам.