При этом нет смысла сравнивать важность контейнерного импорта и угольного экспорта. Они оба имеют высокую значимость. И три пары дополнительных контейнерных поездов не повлияют радикально на экспорт угля. Такие выпадающие объемы вполне реально компенсировать за счет организационных мер, которые позволят увеличить общее количество пропускаемых составов. Кроме того, вывоз угля можно наращивать путем дальнейшего увеличения доли инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью.
Вывоз контейнеров в полувагонах можно использовать только в качестве дополнительной меры в тех портах, где освоены соответствующие технологии погрузки. Иначе можно получить замедление темпов обработки грузов, а также массовое повреждение контейнеров. То есть эта мера должна быть сугубо добровольной, без жесткого принуждения и без попыток формирования государством излишне сильных стимулов.
Предпосылок для падения спроса на перевозки в восточном направлении на текущий момент нет. Но они могут возникнуть, если ЕС, США и Япония усилят контроль за соблюдением санкций и расширят применение вторичных санкций к компаниям из азиатских стран. Тогда объем импорта в Россию может вновь упасть.
Кроме того, падение импорта может возникнуть, если эффект от нефтяного эмбарго и потолка цен заметно скажется на российском платежеспособном спросе. Но даже в таком случае новое сокращение объемов импорта вряд ли будет радикальным, поэтому логистические проблемы сами собой не решатся и при подобном сценарии.