Что касается инфраструктуры и требований к самим поездам и вагонам, то здесь тоже не требуется кардинальных перемен или больших инвестиций. Умные замки по механизму своей работы такие же, как и обычные, и могут быть установлены на привычные нам контейнеры. Единственное их отличие – это умная начинка, куда, как правило, входит GSM- и навигационный (GPS/ГЛОНАСС) модули. Сами эти устройства оснащены аккумуляторами и могут работать автономно.
Что может потребоваться замкам с GSM-модулями, так это доступ к сети мобильной связи. Дело в том, что такие устройства отправляют данные о своем местонахождении, отклонении от маршрута или попытках несанкционированного доступа через нее. Точно по такому же принципу работает и другое телематическое оборудование: навигационные пломбы, метки или трекеры. Если у замка GSM-модуля нет (или на каком-то участке нет связи), то он просто сохранит все данные в память и их можно будет проанализировать позднее. К слову, российский бизнес уже давно и массово пользуется подобными телематическими сервисами для контроля своих грузов, даже при их перемещении внутри страны (и не только по железной дороге). Особенно в случаях, если нужно доставить что-то дорогое. Россию в принципе можно назвать самой телематизированной страной региона.
Работа спутниковых систем мониторинга выстраивается довольно просто. Первый шаг – это определение маршрута, по которому будет перемещаться груз. Делается это с помощью специализированных платформ (например, более половины – 1,1 млн – всех объектов в России отслеживаются через платформу для спутникового мониторинга Wialon). Второй – настройка уведомлений. Например, на такие события, как взлом/открытие замка, извлечение троса, потеря связи, отклонение от маршрута (если перемещается контейнер) и т. д. Если в будущем наступит один из указанных случаев, то таможенный инспектор или тот, кто следит за грузом, получит уведомление. Третий шаг – в системе мониторинга после подключения к ней замка указывают информацию о грузе: код ТН ВЭД, контакты отправителя и получателя, кто навесил замок, пост навешивания и пост снятия и т. д. Как видим, возможности применения системы уже есть, остается преодолеть сопротивление рынка.