Сейчас нас всех ждет новый вызов. Если в начале года ничего не отгружал Китай, то сейчас не принимает Европа. Дело не только в ужавшемся спросе, но в большей мере в замедлении всех технологических процессов на европейских железных дорогах из-за карантинных мер и закрытия границ. Это, безусловно, скажется и на транзитных перевозках через Россию. Как именно, пока говорить рано, думаю, масштаб проблем будет окончательно ясен через неделю-другую.
Внутри России меры ЧС из-за эпидемии, как мне кажется, в первую очередь скажутся на пассажирских перевозках. Но я не специалист в них и не могу делать какие-то прогнозы и выводы. А вот на грузовые перевозки, в том числе и в направлении портов, куда более сильное влияние, чем вирус, окажет курс рубля. Подешевевшие к твердым валютам российские товары – зерно, руда, лес – снова будут востребованы покупателями.
Быстрее всех отреагировали трейдеры зерна – за 2 недели марта объем перевозок пшеницы по железной дороге вырос почти на 40%. Перспектив быстрого отскока курса рубля нет, так что, на мой взгляд, объем экспортных перевозок в порты дорогих грузов должен расти.
Явных проблем с перевозками в России, которые были бы связаны именно с эпидемией, я пока не вижу. Можно было предположить сбои не технического, а скорее, организационного характера из-за массовой отправки офисных работников по домам. Но их не произошло. Наша компания отправила часть сотрудников трудиться домой, и они прекрасно справляются там со своей работой.
Сейчас сложно давать прогноз, когда закончатся карантинные меры у нас и в Европе. Китай справился за 4 месяца, но ценой буквально драконовских мер, которые у нас просто невозможно реализовать. Судя по отменяемым крупным мероприятиям, скажем ПМЭФ, к лету полного выправления ситуации ждать не стоит. Хотя не исключено, что уже завтра появится вакцина или лекарство от этого вируса и эпидемия будет остановлена за считаные недели.