Однако на поверку все вышло несколько иначе. В череде развернувшихся событий первым пал профильный федпроект «Железнодорожный транспорт и транзит». Наблюдение за скоро меняющимися цифрами в строчках погодового объема финансового обеспечения модернизации Восточного полигона сравнительно быстро девальвировало внутреннее содержание самого документа проектного управления. Тогда же о необходимости переутверждения собственной инвестпрограммы в структуре совсем недавно принятой долгосрочной программы развития до 2025 года заговорили и в РЖД. С той лишь разницей, что прибегать к методу спорадических корректировок в госкорпорации, здраво рассудив, не стали, отложив вопрос до наступления более-менее сбалансированной ситуации в экономике.
Действительно, кто сейчас вспомнит, что на период с 2021 по 2023 годы на развитие Восточного полигона федеральным проектом предусматривались средства в объеме 414 млрд руб., а инвестпрограммой РЖД и того меньше — 391,3 млрд руб.
Но в год пандемии, когда стали обваливаться объемы погрузки и корпоративные бюджеты начали готовиться к пессимистическим сценариям, со стороны государства было принято решение об увеличении объемов финансирования Восточного полигона. Причем счет дополнительным вливаниям пошел сразу на сотни миллиардов. Своего апофеоза процесс достиг в момент внесения Минтрансом в ноябре 2020 года в проект постановления правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» объемов финобеспечения, долженствующих, по всей видимости, по максимуму уравновесить возросшие аппетиты целого ряда крупных и политически значимых лоббистских групп, завязанных на Восточном полигоне. Речь тогда шла о 635 млрд руб. на последующие 3 года.
Более того, осенью того же года был поднят вопрос о продлении транспортной части КПМИ с 2024 года еще на 6 лет – уже до 2030 года. Что удивительно – с сохранением показателя ключевого индикатора провозной способности в неизменных 182 млн т.
Понадобился почти год, чтобы в феврале на итоговом правлении РЖД после череды правительственных совещаний, интенсивность которых резко возросла под конец прошлого года, чтобы наконец-то была обнародована та самая «компромиссная» цифра в 575,4 млрд руб. на период с 2021 по 2023 год включительно.
Общий знаменатель в объеме 780 млрд руб. на развитие Восточного полигона до 2024 года был озвучен премьер-министром Михаилом Мишустиным в ходе недавней мартовской поездки в Кузбасс. Таким образом, оказались раскрытыми данные за завершающий 2024 год – 204,6 млрд руб., да и то не совсем понятно – это включая участок Артышта – Междуреченск – Тайшет или без приведения такового?
Впрочем, практика показывает: пока на Восточном полигоне относительное доверие могут вызывать только финансовые объемы текущего года – 134,3 млрд руб. и вполне ожидаемые 5,8 млрд руб. на «угольное» плечо Южсиба до тайшетского стыка. Цифры уже внесены в CAPEX-план этого года, а найдут ли свое подтверждение суммы капзатрат на два последующих года – это станет более-менее ясно во второй половине года.