Кроме того, за 10 лет РЖД реализовали большую инвестиционную программу, чтобы обеспечить рост объемов по Восточному полигону. Провозная способность возросла в 1,6 раза (2013–2022 гг.) до 158 млн т к концу 2022 года. Построены и реконструированы станции, главные пути, закуплено более тысячи магистральных локомотивов.
При этом, в 2022 резко изменилась структура вагонопотока на восток. В этом направлении поехали грузы, которые ранее не следовали в таких объемах, а отправлялись в ЕС (контейнеры, продовольствие, бумага, продукция нефтехимии и пр.).
В результате усилились возникшие уже в 2018 году сложности возврата вагонов с востока (простаивало до 4 тыс. порожних вагонов в сутки). Кроме того, возросла нагрузка на Западно-Сибирскую дорогу в части транзита груженых и порожних вагонов, в корреспонденции между Центром и Дальним Востоком.
Возможное решение состоит в развитии перерабатывающих мощностей Восточного полигона. Цель – организовать формирование и накопление порожних маршрутов из отдельных родов подвижного состава. Это снизит нагрузку на станции в регионах зарождения груза: Кузбассе, Хакасии, Якутии.