Несмотря на то, что ПТЭ РФ обязывают осуществлять текущее содержание железнодорожного пути, как правило, это первое, на чем пытается сэкономить их владелец. И если на крупных предприятиях и ППЖТ эта работа проводится (где-то хуже, где-то лучше), то в небольших организациях планирование работ по содержанию и ремонту железнодорожных путей осуществляется по остаточному принципу. В таком случае, конечно же, ни о какой системной работе говорить не приходится.
Основа безопасности движения – это плановое и регулярное текущее содержание железнодорожного пути, в первую очередь основанное на контроле за параметрами пути с проведением осмотров, измерений и принятием мер, направленных на устранение выявленных расстройств пути и несоответствий. Только таким способом можно управлять рисками. При отсутствии плановой системы текущего содержания железнодорожного пути, контроля за его параметрами управлять, по сути, нечем. В таких случаях работы обычно организуются по «пожарному» принципу: загорелось – потушили, то есть что-то случилось, что-то случайно обнаружили – срочно локально устранили, и на этом все.
Конечно же, это недопустимо и очень опасно, в том числе и рисками для персонала при сходе вагонов (а такие случаи были, когда в результате схода вагона травмируется составитель). Много дискуссий идет о том, что нужно делать. Никому не хочется избыточных требований, контроля и регулирования, но, как показывает практика, в данном случае принцип сознательности, к сожалению, работает не у всех. Например, как водителей научили пристегиваться в автомобиле? Не уговорами, а штрафами, и немаленькими.
Как только появляются попытки регулирования и контроля, мы слышим про избыточный контроль и зарегулированность, не всегда понимая, что если бы безусловно исполнялись минимальные требования, как законодательные, так и нормативно-технические, то в большинстве случаев контролирующим органам не пришлось бы прибегать к непопулярным, но вынужденным мерам.