Вопрос выяснения причинно-следственных связей между факторами, приводящими вагон к неудовлетворительному техническому состоянию, структурой отцепок в ТОР, использующейся технологией эксплуатации на путях общего пользования, технологией погрузки-выгрузки на путях необщего пользования, периодичностью и качеством ремонта и комплектующих, инженерными решениями при проектировании вагона пока не решен. С моей точки зрения, было бы целесообразно отделить отцепки в ТОР по естественным причинам износа деталей вагона от прочих, а затем работать с такими причинами отцепок с целью их минимизации.
В настоящее время принято сравнивать различные модели вагонов, обычно на тележке типа II и инновационной тележке, по пробегу и сроку эксплуатации. Такое упрощенное сравнение не позволяет выявить причины, которые приводят к отцепкам в ТОР.
В то же время было бы полезно знать, например, какая структура и количественные показатели отцепок в ТОР у вагонов, постоянно заходящих под грейферную выгрузку, у вагонов, постоянно работающих на маршрутах с вагоноопрокидывателями, у вагонов, проходящих через сортировочные горки, и у вагонов, работающих на маршрутах. Можно учитывать конструктивные особенности грузовых вагонов и их влияние на отцепки. Можно сравнить одинаковые модели вагонов, работающие на разных транспортных технологиях, а затем уже корректно сравнивать разные модели грузовых вагонов (например, обычные и инновационные), работающих на одинаковой технологии.
На железнодорожном транспорте имеются серьезные информационные системы, которые позволяют выполнить такую работу. Выявление факторов, приводящих к тем или иным отцепкам в ТОР и дополнительному ремонту/замене деталей в плановых ремонтах, а также отдельная работа по минимизации каждого фактора, приводящего к дополнительным ремонтам, позволила бы существенно снизить затраты, связанные с внеплановыми и плановыми ремонтами.