При этом к ключевым конкурентным преимуществам железнодорожного транспорта относится большая разветвленность сети железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов. В отличие от трубопроводного транспорта железнодорожный предоставляет возможность транспортировки практически неограниченной номенклатуры нефтепродуктов, а также транспортировки небольших партий груза.
На текущий момент развитие трубопроводного транспорта в наибольшей степени ударило по железнодорожным перевозкам сырой нефти, которые в период с 2010 по 2016 год сократились на 65,1%, с 60,1 млн т до 21 млн т. Объем перевозок дизельного топлива в 2010–2016 гг. по железной дороге снизился на 2,2%, с 50,3 млн т в 2010 году до 49,2 млн т в 2016 году. В сравнении с пиковым значением показателя – 57,7 млн т в 2012 году – сокращение перевозок достигло 14,8%.
При дальнейшем развитии трубопроводов продолжится переход нефтеналивных грузов на данный вид транспорта. Тенденция ухода нефтеналивных грузов с железнодорожного транспорта ставит РЖД и операторов подвижного состава перед необходимостью предпринимать меры по сохранению существующей грузовой базы.
Возможным инструментом для выполнения этой задачи может стать предоставление грузоотправителям скидок на тех направлениях, где железная дорога может потерять грузы в пользу трубопроводного транспорта при реализации новых проектов по строительству трубопроводов. Снижение цен на перевозку нефтеналивных грузов по железным дорогам может сделать строительство трубопроводов нецелесообразным.