Дело в том, что высокопрочный щебень (гранит, габбро), который традиционно перевозится на дальние расстояния железнодорожным транспортом, из-за высокой конечной цены стал замещаться более дешевой продукцией. Эта рыночная ниша сейчас заполняется гравийным, известковым и шлаковым щебнем. Так, 3 года назад гранитный щебень стоил в ЦФО 1–1,2 тыс. руб. за 1 т, а гравийный – 700–800 руб. за 1 т. Из-за ежегодного увеличения вагонной составляющей и повышения железнодорожных тарифов в рамках индексации эта цена изменилась: в частности, стоимость гранитного щебня в текущих условиях выросла до 1,7 тыс. руб. за 1 т. Причем отпускная цена этого вида щебня на карьере практически сохранилась на уровне 400–450 руб. за 1 т.
Столь резкие изменения произошли по причине увеличения транспортной составляющей при транспортировке груза железнодорожным транспортом. За последние 3 года в сегменте транспортировки щебня она выросла втрое. За этот же период объемы перевозки гравия автотранспортом выросли всего на 5–10%. При сохранении высокой цены на высокопрочный щебень сложились благоприятные условия для закупки гравия, при этом никаких проблем с автодоставкой до заказчика не возникало. Поэтому пока уровень транспортной составляющей при перевозке железнодорожным транспортом в структуре конечной цены не снизится, говорить о сохранении или росте объемов поставок высокопрочного щебня не приходится.