Число дефектов в производственных процессах постоянно снижается благодаря внедрению ИТ-систем, позволяющих эффективнее координировать процессы. С помощью настроенной системы управления внутренним двором предприятия можно повысить прозрачность операций с подвижным составом, сократить риски простоя на стороне грузоотправителя. И как следствие – сократить число штрафов.
Изменения в Уставе приведут к тому, что компании будут менять подход к созданию заявок для перестраховки и снижения рисков. Есть вероятность, что увеличится спрос на дополнительную оценку по неисполнению договорных обязательств, однако важно помнить, что в процессе перевозок есть три, а иногда и четыре участника: РЖД, грузоотправитель, оператор или владелец вагонов и, собственно, грузополучатель.
Сегодня штрафы предлагают повысить только для одного участника процесса, что ведет к дисбалансу и не решает других важных проблем отрасли. На мой взгляд, необходима проработка системы штрафных санкций, которая позволит создать четкую инструкцию с понятными правилами участия в перевозках и ответственными. Такой подход поможет дисциплинировать участников рынка и сделать процессы более прозрачными.
Увеличение штрафа не будет способствовать сокращению срока доставки грузов и его соблюдению в соответствии с нормативом. Потому что сроки доставки зависят от многих факторов, например от пропускной способности станции, наличия локомотивной тяги и пр. Заявка – лишь потребность, описанная маршрутами (отправками) и графиком подач, которая создается на период до 45 суток.
Я солидарен с экспертами Союза операторов железнодорожного транспорта, которые считают, что проблема завышения объема по заявкам и чрезмерного резервирования отсутствует. Вероятно, рост суммы штрафа приведет к тому, что никто не будет резервировать обещанный, но не подтвержденный объем, то есть число заявок может даже снизиться.