Если говорить об экспедиторских компаниях, работающих с железной дорогой, мы увидим, что их количество тоже сокращается – в среднем на 4% по итогам 9 месяцев. Главный вывод из этого таков: рынок консолидируется на фоне сжимающейся клиентской базы, что, несомненно, приведет к усилению конкуренции и повышению роли эффективной логистики в повышении привлекательности того или иного вида транспорта.
В контексте этих рассуждений хочу отметить, что мы все являемся свидетелями роста контейнерных перевозок. В сложный период пандемии мы видели, как сокращались судовые отправки, в сочетании с субсидиями это позволило привлечь рекордный объем транзита в сообщении с Китаем через сухопутные маршруты РФ. Перспективы дальнейшего роста в транзитном направлении есть. Мы видим возможной их реализацию за счет совместных действий всех игроков на рынке по поиску технологических мероприятий, которые позволят оптимизировать стоимость перевозки для дальнейших клиентов, увеличить скорость доставки, сократить простой, связанный с таможенными досмотрами. Важно развивать и другие направления транзитных маршрутов.
Не меньший потенциал скрыт и во внутрироссийском рынке: на данный момент по уровню контейнеризации мы отстаем от Германии где-то в 4 раза, от США и КНР – в 3 раза. Основные перспективные потребители услуг в данном секторе – это промышленные предприятия и ритейл. Мы видим также огромный потенциал развития региональной логистики, рассматриваем возможность переноса центров снабжения из Москвы и Санкт-Петербурга в региональные центры. Для этого необходимо развивать сеть контейнерных терминалов, налаживать партнерские отношения со складскими операторами и т. д.
Отдельно остановлюсь на перспективах сегмента МСБ. Это более 7 тыс. грузоотправителей, которые в течение года совершают более 1 млн отправок, начиная от угля и заканчивая сковородками. Они в основном заинтересованы в комплексных сервисах, причем около четверти рынка уже обслуживается профессиональными логистами. Однако остальные пока еще вынуждены справляться собственными силами, отвлекаясь от основной задачи.
* По материалам выступления на международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520».